…Его ученики всегда приятно удивляют на творческих конкурсах муниципального уровня, будь то "Болдинская осень" или "Живая классика". Артистичны, раскованны, ярко и эмоционально выражают свои мысли. Учитель всегда со своими учениками: даже если они на сцене, а он в зале, эта незримая связующая ниточка, кажется, тянется от сердца к сердцу…
Выпускник Сёминской средней школы, Алексей окончил её с медалью "За особые успехи в учении". То, что будет учителем русского языка, знал практически с первого класса, а в старших классах именно ему доверяли вести этот предмет на "днях замены". Одноклассники даже не претендовали на эту роль. В 1996 году он успешно поступил в Нижегородский государственный университет им. Лобачевского.
В студенческие годы Алексей Павлович отличался активной жизненной позицией и разносторонними интересами. Параллельно с основной специальностью филолога окончил спецкурсы журналистики и режиссёрского дела. Его оставляли работать в университете, но молодой специалист вернулся домой. Тогда ещё не было областной целевой программы "дом плюс машина", Алексей Павлович поехал работать на село по большому желанию, глубокому убеждению и просто искренней любви к своей малой родине и детям.
Уже девятнадцатый год он преподаёт ученикам русский язык и литературу в Хохломской средней школе. Любит свою профессию и детей, счастлив в этом раз и навсегда сделанном осознанном выборе.
В этом учебном году А.П. Щукин защитился в НИРО на высшую квалификационную категорию. Тема его программы по самообразованию: "Использование элементов театрализации на уроках русского языка, литературы, во внеурочное время для развития речи и творческих способностей обучающихся". Специфика обучения в сельской местности, где педагог в разные годы вёл такие смежные предметы, как изо, музыку, мировую художественную культуру; даже технологию и природоведение, предоставляет широкие возможности общения с учащимися. Создаются благоприятные условия для использования элементов театрализации.
Как уточняет Алексей Павлович, именно "элементов театрализации": урок ни в коем случае нельзя подменять развлекательной постановкой. В образовательной деятельности педагог использует такие приёмы, как: выразительное чтение, инсценировка, персонификация, театрализованные игры, актёрская и режиссёрская деятельность, кукольные и камерные постановки. Рамки урока расширяются внеурочной деятельностью по предмету, Алексей Павлович ведёт творческие объединения "В мире прекрасного", "Азбука общения", "Культура речи", "Волшебная кисточка".
Налажено сотрудничество с детским общественным объединением школы "Дружата": совместно выпускается школьная газета, проводятся волонтёрские акции. Кстати, в этом году школьная газета стала лауреатом областного конкурса. Педагог выступает инициатором, а вместе с детьми и участником, различных социальных проектов: "Дорогою добра", "Подкормите птиц зимой", литературного проекта по знакомству с творчеством местных поэтов. Каждый год Алексей Павлович работает в пришкольном лагере труда и отдыха, где начальником занята его сестра, педагог-психолог школы Надежда Павловна Щукина. В 2018 году ЛТО Хохломской средней школы занял 1 место в районном смотре-конкурсе, два предыдущих года – призовые места.
У образовательной организации налажена взаимосвязь с семьёй, центром дополнительного образования, учреждениями культуры. Коллеги знают, что всегда могут рассчитывать на поддержку Алексея Павловича, который поможет и сценарий набросать, и подобрать реквизит, и лично сопровождает представителей Хохломской школы на различные мероприятия. В школе создана творческая мастерская.
Фигура учителя во все времена была и остаётся центром притяжения в общественной жизни на селе. Алексей Павлович – нередкий гость и в Доме культуры.
За эти годы выросло новое поколение хохломичей: выпускники А.П. Щукина уже ведут в школу своих детей. Классный руководитель, руководитель школьного методобъединения классных руководителей, учителей русского языка и литературы, заместитель директора школы по воспитательной работе, учебно-воспитательной работе – учитель прошёл разные ступени педагогической карьерной лестницы. В прошлом учебном году вырос процент качества знаний по русскому языку и литературе в 5-11 классах, достигнута 100-процентная успеваемость по предметам. В копилке достижений педагога и его учеников: диплом III степени в рамках сетевого проекта по итогам очно-заочной конференции "Серебряный век русской литературы", диплом I степени в интернет-проекте "Буктрейлеры по зарубежной литературе", победные и призовые места в литературных конкурсах муниципального уровня, участие в региональных конкурсах. Свой опыт Алексей Павлович популяризирует, ведя открытые уроки для педагогов ШМО, РМО, публикует материалы в сети Интернет, ведёт личный сайт.
Ещё в университете он увлёкся народным творчеством, на протяжении многих лет собирал фольклор, работал над созданием словаря народных примет и поверий Ковернинского района. В районной газете в 2000-ые годы прошёл цикл материалов по данной тематике.
В планах у педагога новые проекты. Инновационные образовательные технологии и программы продиктованы сегодня Федеральным государственным стандартом образования. Ведущей педагогической идеей Алексей Павлович выбрал для себя такие слова известного педагога и психолога Ш. Амонашвили: "Ребёнок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдёт за своим наставником искать эти же самые знания и овладевать ими". Вот тогда будут замечательные результаты и по ОГЭ, и по ЕГЭ, и вообще по жизни. Отсюда – многочисленные интересные авторские идеи и нестандартные мероприятия: квесты, праздники в формате телевизионной программы "Голос дети", буктрейлеры – видеоролики как инновационная форма активизации детского чтения…
По жизни у Алексея Павловича много девизов. Вот, например, цитата из стихотворения Анны Ахматовой: "Не с теми я, кто бросил землю…". Для сельского учителя эти слова стали руководством к действию. В своём "родовом гнезде" в деревне Рассадино он обустроил усадьбу, завёл большое подсобное хозяйство с коровой, птицей и прочей живностью.
Уже нет в живых хозяйки дома, любимой бабушки Алексея Павловича, известной художницы хохломского письма М.Е. Щукиной. Но именно в Рассадино прошло детство Алексея – в атмосфере полыхающей золотом хохломы, задушевных бесед местных сёминских мастеров и городских гостей, среди которых были настоящие знатоки и ценители этого известного на весь мир промысла, художники и искусствоведы… Мария Евстафьевна до последнего работала на фабрике "Хохломский художник". А маленький Алексей уже в юные годы впитал эту народную культуру, способную принести пользу уму и сердцу. Кстати, он и сам два года обучался на фабрике и познал на практике, что такое хохломская роспись.
– Алексей Павлович – единственный мужчина-филолог в районе. Что подкупает в этом учителе, так это небезразличие к школе. В Хохломскую среднюю школу он пришёл по приглашению бывшего директора Н.П. Крылова и верен коллективу без малого два десятка лет. Это творческий педагог, который живёт в школе, искренне любит свою работу. Как классный руководитель он дружит со многими своими выпускниками. Человек на своём месте, и к этому трудно что-то добавить…– так отозвалась о коллеге директор Хохломской школы Н.А. Протасова.