23 декабря 1914 года указом императора Николая II было утверждено постановление Военного Совета о формировании первой эскадры самолетов "Илья Муромец". Это положило начало дальней (стратегической) авиации не только в России, но и в мире.
Бомбардировщик как тип боевого самолета сформировался в период Первой мировой войны. Первым бомбардировщиком был самолет "Илья Муромец", созданный в 1913 г. Бомбы подвешивались как внутри, вертикально вдоль бортов фюзеляжа, так и снаружи. Для сброса бомб был создан специальный электросбрасыватель (1916). Оборонительное вооружение состояло из восьми пулеметов. Позднее бомбардировщики были созданы также в других странах.
"Илья Муромец" построен под руководством И.И. Сикорского на Русско-Балтийском вагонном заводе на базе самолета "Русский витязь" его же конструкции. Первый полет - 10 (23) декабря 1913. На "Илье Муромце" установлен ряд мировых рекордов грузоподъемности и дальности полета, в том числе совершен перелет Петербург - Киев в нюне 1914.
Строился серийно в 1914-1918 в различных модификациях (серии Б, В, Г, Д, Е); всего построено 73 экземпляра. Применялся в Первую мировую и Гражданскую войны как бомбардировщик, штурмовик и дальний разведчик (на колесном, лыжном и поплавковом шасси). В декабре 1914 самолеты "Илья Муромец" сведены в "Эскадру воздушных кораблей" - первое соединение тяжелой авиации. После Гражданской войны на уцелевших самолетах "Илья Муромец" были организованы почтово-пассажирские перевозки на линии Москва - Орел - Харьков.
Основные данные самолета "Илья Муромец" серии Е (наиболее совершенного типа: число двигателей ("Рено") 4; мощность одного двигателя 162 кВт; размах крыла: верхнего - 34,5 м, нижнего - 26,6 м; суммарная площадь крыльев 220 кв. м; длина самолета 18,8 м; масса пустого самолета 5 т; взлетная масса 7,46 т; максимальная скорость 130 км/ч; посадочная скорость 80 км/ч; практический потолок 3200 м; продолжительность полета 4,4 ч; дальность полета 560 км; разбег 450 м; пробег 300 м.