Хохломской промысел – один из старейших в России, и, что особенно важно, за более чем 300-летнюю его историю здесь никогда не прерывалась нить преемственности мастерства. Не пропадает ни одна крупица драгоценного опыта, накопленного многими поколениями безвестных и знаменитых красильщиков деревянной посуды и мебели, токарей и резчиков по дереву, грунтовщиков и лачильщиков, ведь искусство хохломы – это не только роспись, но и умение создать выразительную форму изделия, знание сложной технологии окраски.
Те, кому посчастливилось побывать в цехах и познакомиться с хохломским производством, помнят, сколько труда и терпения, сноровки, а порой истинного вдохновения требует от людей разных специальностей этот творческий во всех своих звеньях процесс. Это настоящее чудо, когда из обыкновенного куска дерева рождается произведение искусства.
Преображение дерева начинается в токарном цехе, где из липовых, берёзовых и осиновых заготовок получаются чашки, поставки, бочата, вазы. В работе токаря своя специфика: нужно "чувствовать станок", приноровиться к непрерывному вращению деревянной болванки.
А замысел токаря подчинён определенной задаче: создать такую форму, которая, обладая пластической выразительностью, отвечала бы утилитарному назначению изделия и, вместе с тем, выгодно подчеркивало бы достоинства художественной росписи.
Видя большой токарный станок, длинные болванки, мощные кувалды, никак не представляешь рядом женщину. А Александра Григорьевна Шеронова посвятила всю свою жизнь работе в токарном цехе.
Родилась она в 1945 году в д. Глибино Ковернинского района. Мама, Евдокия Григорьевна, одна воспитывала троих детей. Шура, как самая старшая, была и первая помощница, и опора для матери.
Учиться пришлось недолго. В школу в д. Шабоши ходила босиком, учёба заканчивалась с наступлением морозов. Так и ходила в 1-й класс полтора года. Радовалась открытию школы в Глибине, где начала успешно учиться. Но из-за тяжёлого положения в семье оставила учебу и начала работать. Летом вместе с матерью – в поле. И жать научилась, и лён трепать… А по зимам отдавали её в няньки. Вот так нелегко приходилось маленькой Шуре.
Затем работала в колхозе "Восход" в бригаде, овцеводкой.
Совсем молоденькой, в 17 лет, вышла замуж. Мужа забрали в армию, а она пришла на работу в Хрящёвский токарный цех. Приняли разнорабочей пилить дрова, но напарника ей не нашлось. По воле случая стала учеником токаря по дереву. После трёхмесячных курсов у В. Шушлина перешла на самостоятельную работу. Первое время боялась станка, но желание и трудолюбие победили. После окончания строительства токарного цеха в Сёмине, перешла на работу в новый цех. Заворожённо смотрела на токаря Якова Кузьмича Староверова, как он без образцов вытачивал различные формы. Помимо плана, старалась создать и новые изделия. Творческий подход к делу был по достоинству отмечен, её приняли в состав творческой группы Сёминской фабрики "Хохломский художник".
16 лет провела Александра Григорьевна в постоянном поиске нового. Подчас месяцами вынашивала задумку. Выточит. Вроде бы, неплохо… Только тут нужно немного подправить, немножко увеличить площадь под роспись. И снова к станку. Одно за другим появляются пробные изделия и откладываются в сторону. Но вот, кажется, наконец, сделано то, что задумано. Можно нести образец на просмотр в творческую группу, показать художникам. Что они скажут? От их придирчивого взгляда зависит, попадёт ли в производство новое изделие. И так месяц за месяцем продолжала своё творчество Александра Григорьевна.
А в 1983 году ей предложили возглавить токарный цех. Сомневалась, справится ли, сможет ли руководить людьми. Но у Александры Григорьевны всё получилось. На протяжении 10 лет она была бессменным мастером Сёминского токарного цеха, который функционировал в две смены. Зачастую работала и днём, и ночью.
Не помнит Александра Григорьевна, сколько учеников прошло через её руки, но что больше двадцати, это точно.
Ею созданы десятки новых изделий, пополнивших ассортимент продукции фабрики "Хохломский художник". Более 35 лет связано с развитием токарного производства. За долголетний труд награждена медалью "Ветеран труда".
По стопам своей сестры в цех учеником токаря по дереву в 1966 году пришёл и младший брат – Николай Антонович Григорьев. Он стал одним из ведущих токарей фабрики. Работал в тесном содружестве с художниками творческой группы. Является автором форм изделий, признанных изделиями НХП Нижегородской области. Ему присвоен самый высокий 6 разряд токаря по дереву. 37 лет – бессменный токарь фабрики. Присвоено звание "Лучший по профессии". Ударник коммунистического труда, Почётный донор СССР. За свой долголетний и плодотворный труд награждён многочисленными почётными грамотами от Департамента НХП администрации Нижегородской области, Управления художественных промыслов Горьковской области, от Ковернинского райкома КПСС и исполкома районного Совета депутатов трудящихся; почётными грамотами от дирекции фабрики. Ветеран хохломского промысла.
Секреты токарного мастерства перенял и сын Александры Григорьевны Николай. Сложилась настоящая династия сёминских токарей Григорьевых – Шероновых.
В. Смирнова,
заведующая сектором МУК МВЦ "Отчина"