Версия для слабовидящих |
16+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Ковернинского муниципального округа Нижегородской области

606570, Нижегородская область, п. Ковернино, ул. К. Маркса, д.10
телефон: +7 (83157) 2-13-60; РЕКЛАМА 2-15-81
e-mail: Kovernov@list.ru

Как в Хохломе храм воздвигли

В 2020 году исполняется триста лет с тех пор, как на хохломской земле появился первый храм, построение которого относится к 1720 г. Хотя вопрос это, несомненно, спорный.

Можно датировать, опираясь на известные документы, строительство церкви в деревне Хохломе и годом ранее – 1719-ым.

Первый храм

Не сразу храм строился. Сначала было Слово, а затем Дело.

В мае 1719 г. земский староста Хохломской волости Балахнинского уезда крестьянин Афанасий Яковлев сын Батулинский из д. Пискомы вместе с выборными крестьянами просил у преосвященнейшего Питирима, епископа Нижегородского и Алатырского, благословения на построение храма Божия во имя Воскресения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа с пределом. Поскольку у того церковного строения священника не было и мирские требы исправлять было некому, крестьяне испрашивали у Питирима дозволения построить ещё часовню и дать им священника "добраго и искуснаго" и "до совершения оной церкви Божии во удобном месте для управления ваших мирских треб построить часовню против оной церкви от дороги". Кроме того, крестьяне мотивировали необходимость строительства храма тем, что "от посторонних церквей оная волость отстоит в дальном расстоянии и за таким дальным расстоянием в праздники господские и воскресные и в прочие благознаменитые дни лишаетеся вы церковнаго входу и святыя божественныя службы, а в мирских, де, ваших требах бывает великая нужда, овии помирают без покаяния и святаго причастия, а младенцы некрещеные, а родильницы лежат долгое время без молитв". Крестьяне обещались поставить деревянную церковь Воскресения с приделом Архистратига Михаила "в годишное время".

Епископ дал благословение на строительство в деревне Хохломе храма и часовни всей волостью, особо указав прихожанам "лес ронить и в том лесу церковь божию во имя Воскресения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа да в пределе во имя Святаго Архистратига Божия Михаила и протчих Небесных Сил Безплотных строить, а верхи бы на той церкви и на пределе были б круглые, а не шатровые, и алтари сделать круглые ж пятистенные. А в церкви и в пределе царские двери в олтарных стенах были посреди, а по правую сторону южные, а по левую сторону северные. А подле царских дверей по правую сторону меж южных в начале поставить образы Всемилостиваго Спаса, а по левую сторону меж северных поставить образы Пресвятыя Богородицы, а по левую Спасовых образов поставить образы тех настоящих храмов и иные образы по чину, а входные двери в пределе сделать и с паперти, а не из церкви в предел входных дверей отнюдь бы не было". Питирим обещал дать антиминс после постройки храма и предела. Все указанные детали церковного строительства сообщались в епископской благословенной грамоте от 27 мая 1719 года.

Спустя год, в августе 1720 года, бил челом епископу новоприбывший по указанию его священник Тимофей Степанов. В челобитье он писал: "В прошлом, де, 719 году по благословению преосвященнейшаго епископа в помянутой деревне Хохломе заложена церковь Божия во имя Рождества Пресвятыя Богородицы холодная, а вместо пределу обещаются приходцкие люди построить вновь церковю Божию тёплую во имя Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных". В благословенной грамоте от 12 августа 1720 г. Питирим разрешил строительство второй, тёплой, церкви. Так в селе появились две церкви: одна – холодная, а другая – теплая, зимняя.

О первом причте

История появления хохломского причта следующая. Первым священником Рождественского храма в с. Хохлома был Тимофей Степанов. Он был из крестьян починка Давыдова Белбажской волости Юрьевецкого уезда. Деревни этой, что стояла на р. Белбаж, не доезжая д. Вязовки, теперь уже нет. Разъехались последние жители, и это несмотря на то, что асфальтированная дорога Ковернино-Белбаж проходит по закраине опустевшей деревеньки. Давыдово была основано крестьянами Ячменской и Заборской волости того же уезда около 1704 года и среди её первопоселенцев были братья: старший - Тимофей, средний - Степан и младший - Андрей Степановы. Года через три в д. Ильинской Белбажской волости Юрьевецкого уезда, что ныне известна под названием села Ильино-Заборского Семёновского района, крестьяне миром поставили храм Пресвятой Богородицы Тихвинской, а в священники пригласили Иосифа Устинова. Так в с. Ильинском появился первый причт.

Несомненно, что переселившийся из Давыдовского починка старший из братьев Тимофей Степанов с женою Феодорой Патрикеевой и дочерью Дарьею 1707 г. рождения, был человеком набожным, и, как покажут вновь найденные документы, грамотным. С ними также жила тётка, вдова Парасковья Борисова. А младшие братья будущего хохломского священника со своими семьями по-прежнему жили в починке Давыдове на той же речке Белбажи. По крайней мере, в переписной книге 1710 г. они числились на прежнем месте жительства.

В 1712 г. у младшего из братьев – Андрея - умер пятилетний сын Кирилл, которого погребли в Троицком Белбажском девичьем монастыре. Отпевал его монастырский иерей Петр Ларионов. В том же году похоронили и вдову Парасковью Борисову, но отпевал её в селе Ильинском священник Иосиф Устинов. В переписной книге Белбажской волости 1717 года писцы зафиксировали в д. Давыдове "двор пуст Стефана Стефанова, а он, Стефан, з женою Дарьею Ивановою, з братом Андреем и з женою ево Федосьею Петровою вышли в 713-м году в село Ильинское, живут у церкви Пресвятыя Богородицы Тихвинской и работает з братом Андреем во дьячках, а сын их Кирило умре в 712-м году, погребен в Троицком монастыре попом Петром Ларионовым". Таким образом, в 1713 г. все братья воссоединились в Ильинском: на дворе старшего брата были построены еще две особые избы для Степана и Андрея.

Причина же поселения всех братьев в одном дворе была проста. Казалось бы, проще было отстроиться своими дворами, но фискальная, т. е. налоговая политика государства за единицу налогообложения брала двор. Поэтому многие крестьяне съезжались в один двор. Так было легче уйти от налогов, хотя вскоре государство ликвидировало лазейку в налогообложении. Налог стали рассчитывать не со двора, а с мужской души.

В 1719 г. крестьянский мир новообразованной Хохломской волости Балахнинского уезда пригласил для строящегося храма грамотного и уважаемого среди белбажан Тимофея Степанова из села Ильинского, а с ним и попадью Феодору Патрикееву и детей: Дарью, Андрея 8 лет, Матвея 7 лет и Петра 3 лет. Вместе со священником у церкви в составе причта оказался также пономарь Василий Осипов 42 лет и его двухлетний сын Семён. Вероятнее всего, появлению первого хохломского иерея, как и строительству церкви, поспособствовал Питирим, епископ Нижегородский и Алатырский. Спустя три года к старшему брату переехали из Ильинского младшие братья, ставшие служить при том же хохломском храме Рождества Пресвятые Богородицы.

В сказке священника Тимофея Степанова, поданной им в 1723 г., было написано следующее: "1723-го генваря в … день по указу Его Величества Петра Великого, императора и самодержца всеросийского, в канцелярии свидетелства душ от ковалерии Троецкого полку перед господином маэором Леоньтьем Макарьевичем Протасовым Балахонского уезду дворцовой Хохломской волости церкви Рождества Богородицы, что в селе Хохломе, поп Тимофей Степанов по свещенству сказал: в прошлом, де, 721-м году в поданной от меня за рукою скаске у той нашей церкви написано: поп один, пономарь один, детей их четыре, итого шесть человек, ис того числа умерло: один пономарь, а ныне сверх той моей поданной скаске у той церкви прибыло дьячек з братом и з детми, итого прибыло шесть человек, а кто имены прибыли и тому при сей скаске реэстр, а оной дьячек и з братом и з детми в поголовной скаске написан в Юрьевецком уезде Повольского в Белбошской волости у церкви Тифинские Богородицы наряду с крестьяны, а окроме того вышеписанных у меня, попа, в доме детей и свойственников при той церкви церковных причетников и детей их, и купленных, и наемных при доме моем работников, также беглых драгун и салдат и матрозов никого нет. А буде я, поп Тимофей Степанов в сей скаске сказал, что ложно или кого утаил, а по свидетелству или по чьему доношению утаенные явятца и за то указал бы Его Императорское Величество лишения священства и живота.

К сей скаске села Хохломы рожествинской поп Тимофей Стефанов руку приложил.

Реэстр, которые прибыли сверх той нашей скаске: дьячек Стефан Стефанов сорока лет, у него дети: Егор семи, Иван четырех, у него ж брат родной Андрей тритцети осми, у него детей Алексей шести, Макар четырех лет. К сему реэстру поп Тимофей Стефанов руку приложил".

Такова краткая изначальная четырёхлетняя история храма и его причта (за 1719 – 1723 гг.) в с. Хохломе Ковернинского района.

С. Сироткин

В качестве послесловия

Как пишет в своём материале "Православные церкви села Хохлома" известный нижегородский краевед О.С. Барыкина, к началу XIX столетия жители понимают, что их церкви приходят в ветхое состояние и в 1819 году проводят сход прихожан и приходят к соглашению: "…вместо двух деревянных церквей, из которых одна уже приходит в ветхость, желание имеем построить ещё одну каменную во имя Рождества Пресвятой Богородицы с приделами Архистратига Михаила и трёх Святителей".Так в Хохломе начинается большое строительство, продолжающееся в течение нескольких лет. Масштабы его поражают до сих пор, хотя от былого величия осталось не так и много.

Долгое время было непонятно, почему в селе Хохлома до революции крестьяне отмечали три престольных праздника. Первый – Рождество Богородицы, второй – Михайлов день, во имя Собора Архистратига Михаила. И третий - особо почитаемый и до сегодняшнего дня в селе – праздник Петра и Павла или, как в народе говорили, Петров день. Праздник есть, значит, должна быть и церковь, либо был освящён придел в честь святых апостолов. Позднее была найдена запись и о ней. Она была построена тщанием прихожан в 1881 году, на месте старой церкви Богородице-Рождественской, и освящена в 1882 году. (В 2016 году в том месте, где она стояла, на старом кладбище села, был установлен Поклонный крест).

Богослужения в храме Рождества Пресвятой Богородицы в селе Хохлома продолжались до 1937 года, потом местными районными властями было принято решение о его ликвидации. В 1943-1944 годы церковь была переоборудована под мастерскую МТС, которая находилась там долгое время, а позднее в здании церкви были ремонтные мастерские колхоза. В 1980-е годы разрушился купол храма.

Несколько лет назад в селе был открыт молитвенный дом, начали проводиться службы.

Автор: Администратор сайта

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 787

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика