В основе Великого поста воспоминание о сорокадневном посте Спасителя в пустыне, а последняя страстная седмица установлена в память о последних днях земной жизни, страданиях и смерти Иисуса Христа.
Смысл поста совсем не в том, чтобы похудеть или телесно подлечиться. Святитель Феофан Затворник называет пост "курсом спасительного врачевания душ, баней для омытия всего ветхого, невзрачного, грязноватого".
Этот пост предваряется тремя подготовительными неделями – "седмицами", постепенно вводящими верующих в строгий богослужебный и бытовой жизненный ритм. Начинается он с Чистого понедельника, следующего за Прощёным воскресеньем, а заканчивается Страстной седмицей. В Великий пост мы вступаем через Прощёное воскресенье. Следует постараться примириться со всеми перед постом и после этого категорически избегать конфликтов.
Пост, как добровольное аскетическое делание, включает в себя воздержание от сытной и вкусной пищи и развлечений, усиленную молитву и добрые дела. По мысли преподобного Серафима Саровского, пост – это не главное в жизни христианина, и молитва - не главное, и даже милостыня, а главное – это стяжание Духа Святаго. А пост, молитва и милостыня – это средства для этого.
Сам Христос учил, чтобы такие вещи, как пост, молитва, добрые дела совершали мы тайно, а не расхваливали себя окружающим. Следует избегать внешнего проявления своего подвига. Будьте приветливы и спокойны. Одновременно постарайтесь быть кроткими, чтобы от вас никакого негатива не исходило. Один из признаков неправильного поста – это раздражительность, гневливость. Господь заповедал нам: "Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры".
Пост Богу не нужен - он нужен нам. Главный плод поста – это любовь к Богу и к ближним, это освобождение из рабства страстей и грехов, когда наша душа пробуждается и начинает жить духовной жизнью.
Пост – путь к Пасхе. Это духовное и физическое очищение человека как подготовка его к Великому празднику Пасхи. Кульминация постного подвига – не пасхальное разговение, а Причастие Тела и Крови Спасителя в Пасхальную ночь и всю Светлую седмицу.
"Видишь ли, что делает пост, — пишет святитель Афанасий Великий, — болезни врачует, бесов прогоняет, лукавые помыслы удаляет и сердце делает чистым".
Константин Шадрин
Благочинный Ковернинского округа, протоиерей