На этот раз предметом моего исследования стал не объект, а событие, которое вам, уважаемые читатели, наверняка, хорошо известно. Речь пойдёт о любимом многими ковернинцами мероприятии, именуемом как "Внедорожные проводы зимы".
Моим гидом в таком интересном и отнюдь не простом вопросе, касающемся езды по бездорожью, стал Владимир Краснов – организатор автогонок в Ковернинском округе, обладатель первого спортивного разряда по автоспорту.
"Покатушки" – страсть авантюристов
Мысль разузнать как можно больше об этом зрелищном спортивно-развлекательном направлении возникла неспроста. 7 марта на территории Тихоновского карьера в очередной раз собрались укротители внедорожной стихии, свидетелем "жаркой" встречи посчастливилось стать и мне. Как рассказал Владимир, проводить соревнования накануне Международного женского дня (а иногда и непосредственно в сам праздник) давно стало доброй ковернинской традицией.
Ну что ж, рассказы рассказами, а личных впечатлений ничто не заменит! Как говорится, лучше один раз увидеть… На подъезде к месту проведения "покатушек" (именно так, шутя, именуют соревнования сами участники) с самого утра бурлила активная деятельность: как организаторская, так и со стороны многочисленных групп поддержки. Как оказалось, данные встречи не носят серьёзного спортивного характера, они давно приобрели статус дружеских, а задания здесь находятся не только для взрослых, но и для детей.
Внешний вид самих транспортных средств – уже повод подивиться! Нечасто в повседневной жизни увидишь такие яркие, с вызывающим "раскрасом" и особенными формами автомобили. Разглядывая "автопарк", замечаю, что некоторые гости украдкой, пока хозяев железных коней нет рядом, делают фото возле понравившейся техники. Возможно, глядя на экстремальный и даже агрессивный внешний вид внедорожников, кто-то проводит параллели с характерами их владельцев, полагая, что те – такие же суровые и неприступные. Но так могут думать только далёкие от "джиперской тусовки" (ещё один часто используемый участниками термин) люди. На самом же деле джиперы - люди, заражённые духом авантюризма - добры, открыты и жизнерадостны!
Победа турнира посвящалась дамам!
К сожалению, из-за аномальной глубины снежного покрова путь внедорожников проходил не через сам карьер (что, конечно же, несколько отнимает зрелищности), а по специально расчищенной трассе в поле (трофи-спринт). Всего участниками соревнования стали 10 экипажей, в числе которых представители г.о. Семёновский, городов Нижний Новгород и Дзержинск.
Последние приготовления подходят к концу… Пилоты в полной боевой готовности. Поочерёдно каждый автомобиль резво покидает линию старта. Соревнование состоит из нескольких этапов. Первый – квалификация (выявление лучшего времени при прохождении круга), второй этап – парные заезды (принцип дрифта). По итогам парных заездов определились пять лучших экипажей, которым вновь предстояло (снова поодиночке) сразиться в скорости преодоления трассы. С полученными результатами экипажи снова выстроились в пары, чтобы определиться, наконец, с призовой тройкой, а затем и лидером гонки.
Рёв машин, комья снега из-под колес, крики болельщиков, свист ветра… В общей атмосфере смешались и спортивный азарт, и дух борьбы, и настроение праздника. Самые любопытные зрители взбирались на высокие снежные горы, образовавшиеся в результате подготовки трассы, и оттуда скандировали своим фаворитам.
В результате нескольких часов заездов судейская коллегия определила имя победителя соревнований. Автокомандой, ставшей лучшей по итогу трофи-спринта, стал нижегородский экипаж Дмитрия Новикова на легендарной Toyota Land Cruiser 80. На второй - "серебряной" - ступени - Михаил Чугунов (п. Ковернино), а третье место заезда снова оказалось у гостей нашего округа – команды из Дзержинска.
Знакомясь с лидерами заезда, я и подумать не мог, что ими окажутся ребята, впервые принявшие участие в подобного рода соревнованиях.
- Техникой заниматься люблю, - делится Дмитрий, - на самом деле внедорожник приобретал, чтобы ездить в лес. Но вот так вышло, что решили поучаствовать и неожиданно – очень удачно! Мы, конечно, рады!
Да, не зря говорят, что новичкам везёт! Хотя, по мнению вице-чемпиона гонки Михаила Чугунова (опытного гонщика, участника трофи-рейдов, в том числе и регионального уровня), многое зависит от автомобиля.
- У Дмитрия машина в разы мощнее, тяжелее, испытания ей давались проще. Поэтому в итоговом заезде решался лишь один вопрос - насколько я проиграю по времени. Разница составила восемь секунд. А вообще могу сказать, что гонка была, так сказать, на удачу. Стартовали достаточно шустрые машины, но если во время заезда водитель перегазовал, не справился с управлением, вылетел с трассы, то драгоценные секунды уходили на то, чтобы буксовать, выезжать из сугроба. Поэтому здесь, конечно, лучшим вариантом было ехать помедленнее, аккуратно заходить в повороты, но при этом не улететь и стабильно проехать все два круга.
Безусловно, все участники соревнования, несмотря на занятые места, могли считать себя победителями - волевыми и дерзкими укротителями внедорожной стихии! Ну а вопрос, кому посвящалась победа каждого из них, даже не стоял... Конечно же, им - милым дамам!
Этим нужно заболеть…
Естественно, после всего увиденного у меня - как у путешественника-исследователя - возникло непреодолимое желание как можно глубже "занырнуть" в историю трофи на ковернинской земле. И вот что удалось узнать.
- Мы с моим хорошим другом Сергеем Смирновым заинтересовались гонками, когда у нас в области в начале 2000-х стали проводить соревнования по трофи-рейдам, - рассказывает Владимир Краснов. - Участвовали в тех заездах в том числе и наши общие знакомые, неоднократно приглашавшие нас на всё это посмотреть. Так, раз за разом мы оба стали включаться в процесс, всё больше интересоваться "как?" и "что?". Кстати, на существовавшем в то время Нижегородском автофоруме размещалась вся информация о соревнованиях, проходивших под эгидой РАФ (Российская Автомобильная Федерация).
Понятно, что для участия в соревнованиях нужна была машина, так у меня появился УАЗик. И вот 26 июня 2009 года мы с Сергеем, взяв напрокат GPS-навигатор, отправились на свои первые соревнования – один из этапов кубка РАФ по трофи-рейдам. Проходили они рядом с деревней Фундриково Семёновского района в течение двух дней. Участвовали в соревнованиях по GPS-ориентированию в классе "стандарт" – стандартные внедорожники без лебёдки.
Смысл таких испытаний заключается в следующем: команды получают листы с напечатанными GPS-координатами контрольных точек, которые необходимо перенести в навигатор и, построив маршрут, собрать максимальное количество точек за наименьшее время, используя внедорожные возможности автомобиля. В нашем классе было порядка пятнадцати экипажей. В результате в первый соревновательный день мы заняли третье место, во второй - первое, а по итогам забрали домой "серебро". Потом было много разных соревнований, таких как "ТрофиКлиника", "ЖижаЖИП" "Городецкий Гряземес". Они носили не спортивный, а больше развлекательный характер, где мы вновь занимали призовые места в классе "стандарт". Со временем к нам стали присоединяться другие ковернинские автолюбители на своём транспорте. Иногда на соревнования выезжали по несколько экипажей, многие - семьями.
Благодаря многократным выездам и участию в трофи ковернинские команды стали хорошо известны в джиперском кругу, появилась возможность и у себя на родине проводить подобные турниры, ведь наши просторы с их песчаными карьерами, болотами, лесным бездорожьем как нельзя лучше подходят для подобных встреч. И вот 25 декабря 2009 года у нас в районе состоялись первые гонки, в которых приняли участие экипажи со всего региона. Именно в момент подготовки к первым "местным" соревнованиям возникла необходимость обозначить и своё автообъединение. Так появился сегодня всем известный клуб внедорожного движения "Ковернинский ПРОХОДИМЕЦ".
После удачного начала соревнования на территории района стали регулярными: весной, приуроченные к Международному женскому дню, и летом - в честь празднования Дня России (правда, последние после 2014-го года прекратились). К постоянным и уже опытным участникам клуба стала подтягиваться и ковернинская молодёжь. Клуб "КП" пополнялся свежими силами. Сегодня в числе его представителей М. Чугунов, А. Кудряшов, А. Железов, М. Лебедев, С. Смирнов, А. Калашников, А. Храмов, В. Слепнёв, В. Краснов и другие.
Как отмечает Владимир, самым насыщенным на соревнования для клуба стал 2012-й год, когда нашим автогонщикам удалось поучаствовать аж в 14-ти мероприятиях! Заезды проходили в Московской, Владимирской, Ивановской областях, по всему Нижегородскому региону.
В мае 2019 года в нашем районе был организован первый этап чемпионата Нижегородской области по трофи-рейдам. Тогда Ковернинский край был представлен тремя экипажами – А. Железова, М. Чугунова и В. Слепнёва. Два экипажа стали по результатам первого этапа лучшими в своих классах. Дальше были спортивные туры в Лыскове, Большом Мурашкине, Починках. По итогу всех пяти этапов ковернинцы взяли "серебро" и "бронзу" чемпионата. Кстати, с 2019 года некоторые участники клуба получили национальные лицензии пилотов категории "Е" и начали выступать уже в спортивных классах трофи-рейдов, что даёт возможность получать спортивные звания и разряды.
В 2020 году в условиях пандемии наши гонщики стали участниками одноэтапного чемпионата Нижегородской области по трофи-рейдам, проходившего на территории Балахнинского района. И пусть удача им тогда не улыбнулась, гонка оказалась насыщенной в плане событий и испытаний.
- Этим нужно заболеть! – откровенно говорит Владимир, - ведь трофи – это не только спортивные соревнования, это и рейды выходного дня, когда колонна из нескольких внедорожников проходит неизвестный, не проезжий ранее маршрут, помогая товарищам в преодолении сложного пути. Не каждому по душе вместо спокойного уютного диванного отдыха рассекать на автомобиле по лесам-болотам, преодолевать экстремальные лесовозные дороги, кормить злых лесных насекомых, пачкаться в дорожной грязи, вытаскивая машину из очередной колеи, и при этом испытывать колоссальное удовольствие после прибытия в заданную точку маршрута. Да, это особый адреналин, ни с чем не сравнимые внутренние ощущения…
Аркадий Мимоходов