Версия для слабовидящих |
16+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Ковернинского муниципального округа Нижегородской области

606570, Нижегородская область, п. Ковернино, ул. К. Маркса, д.10
телефон: +7 (83157) 2-13-60; РЕКЛАМА 2-15-81
e-mail: Kovernov@list.ru

Православные храмы села Ковернино

В дореволюционный период в Ковернино существовал еще один православный храм – единоверческий. Освящён он был в честь праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

Ковернинский Крестовоздвиженский единоверческий храм

В дореволюционный период в Ковернино существовал еще один православный храм – единоверческий. Освящён он был в честь праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Церковь эта была небольшая, однопрестольная, деревянная, с крепкой колокольней и под железной крышей. Построили ее в 1904 году по инициативе Синодального миссионера протоиерея Ксенофонта Крючкова (для сокращения числа раскольников) на средства, пожертвованные от ярославского купца Василия Платоновича Кузнецова. Храм был освящён в 1905 году, 27 марта (по ст. стилю).

В 1907 году на средства от "доброхотных даяний" ковернинский единоверческий храм был обшит тёсом снаружи. Спустя ещё два года, в 1909 году, на пожертвованные от "монарших щедрот"" 400 рублей (то есть эти средства были выделены из Государственной казны Святейшим Синодом) и частично на средства от иных жертвователей, здание храма обшили тёсом внутри и отштукатурили.

В этом же году, указом Синода от 12 сентября 1907 года за № 8559, был официально открыт в Ковернино единоверческий самостоятельный приход с церковным причтом, который состоял из священника и псаломщика. А указом Синода от 25 июля 1907 года за №10571 новому причту было назначено жалование из государственной казны в количестве 400 рублей в год.

В 1910 году храм был покрашен белой масляной краской, купленной на пожертвование (в 300 рублей), поступившее от крестьянина из деревни Большие Мосты – Якова Ефимьевича Окулова.

Единоверческий приход был бедным и малочисленным. В Крестовоздвиженском храме, согласно архивным документам, не хватало церковной утвари и богослужебных книг. Только в 1917 году для него крестьянин села Ковернино Георгий Новожилов пожертвовал "12 месячных Миней". Кружечного дохода в том же году в нём собрали всего 250 рублей. Дополнительного дохода у причта, кроме оклада, не было: ни земельных угодий, ни каких-либо зданий церковных, приносящих доход.

Священник и псаломщик проживали в приходских домах, построенных на церковной земле. В Ковернинском уезде функционировали и другие единоверческие храмы: Рождественская церковь в селе Ключи – в 7 верстах, Казанская церковь в селе Бетино – в 10 верстах.

Опись церковного имущества в храме долго не велась и начата была только с 1912 года. В ризнице хранились и другие церковные документы: приходо-расходные книги за период с 1910 по 1912 года, книга "Брачных обысков" начиная с 31 октября 1905 года, приходские Метрические книги с 1905 года, копии исповедных росписей с 1905 год.

В приходской библиотеке книг для чтения прихожан было очень мало, только два периодических издания: "Епархиальные ведомости" Костромской епархии (начиная с 1906 года) и Синодальные "Церковные ведомости" (с 1908 года).

Церковные деньги хранились в "казнохранилище за ключом церковного старосты и церковною печатию". В 1917 году старостой был выбран прихожанин Андрей Александров Беляшкин. Банковских накоплений церковных или причта не было, церковно-приходского Попечительства не существовало, не было у единоверцев и своей приходской школы.

Когда был закрыт Крестовоздвиженский храм, доподлинно неизвестно, но после закрытия он долго стоял пустым и заколоченным, куда местные ребятишки лазили ради любопытства. По воспоминаниям, в 1950-х годах в здании временно находился первый ковернинский кинотеатр - в связи с перестройкой Дома Культуры, где находился изначально. В колокольне находилась будка старшего киномеханика Фадея Абрамовича Нечаева, на улице стоял генератор, а в самом храме был обустроен кинозал.

Из воспоминаний Нечаева А.Ф.: "Генератор был очень нужен, потому что электричество от сети тогда было очень ненадёжно. Отключалось в самый неподходящий момент и часто. Тогда народ вываливал на улицу. Кто курил, кто ругался, а кто-то по очереди крутил яростно ручку генератора. Бывало, он не заводился долго, мужики тогда матюгались. Находились специалисты, чинили генератор (движок у него был бензиновый). Кто-то светил фонариком (тогда почти все ходили с фонариками). И когда движок начинал урчать и появлялся свет, все радостно кричали "Ура!" и бежали в зал рассаживаться и досматривать фильм".

Разрушили единоверческий храм в начале 1960-х годов, сейчас на этом месте находятся жилые дома.

Ильинский храм Белокриницкого согласия

В селе Ковернино существовала и четвёртая церковь, но о которой сохранилось очень мало сведений. Ильинский храм Белокриницкого согласия (РПСЦ — Русской православной старообрядческой Церкви) был заложен на окраине города в 1913 году. Это была небольшая деревянная церковь, которая располагалась недалеко от единоверческого Крестовоздвиженского храма. На 1915 год настоятелем в ней был иерей Андрей Попов.

Примечание редакции

Белокриницкое согласие – ныне Русская православная старообрядческая церковь (РПСЦ). Разговорное – рогожские старообрядцы, белокриницкие старообрядцы. Возникло в 1846 году присоединением к старообрядчеству Босно-Сараевского митрополита Амвросия, он возглавил старообрядцев-поповцев. Резиденцией митрополитов стал старообрядческий монастырь в Белой Кринице (Западная Украина, в то время часть Австро-Венгрии). Отсюда название – "белокриницкие старообрядцы" и "австрийцы".

В начале ХХ века белокриницкие старообрядцы становятся влиятельной экономической и политической силой. Старообрядческие династии (Гучковы, Морозовы, Солдатенковы, Хлудовы, Рябушинские, Коноваловы, Четверговы) оказались во главе целых отраслей промышленности России. В 1900-1912 годах ежегодно проводились всероссийские съезды старообрядцев, приемлющих священство белокриницкой иерархии. (По книге "Грани раскола. Старообрядчество: тайны и явь". Деком, Н. Новгород, 2014 г.).

Из архивных источников известно, что уже в советское время здание этой церкви было разобрано и перевезено старообрядцами в деревню Лебедево вблизи села Хохлома: "вследствие просьбы церковного совета <...> от 17 мая 1926 года о переносе деревянной церкви из села Ковернино Семёновского уезда и восстановление её в д. Лебедево и с. Хохлома Семёновского уезда".

Согласно техническому заключению от 25 мая 1926 года, постройку храма на новом месте разрешили при выполнении следующих условий:

1. Соблюдения п.15 Инструкции о порядке проведения в жизнь декрета об отделении церкви от государства.

2. Получения согласия от Семёновского уездного исполкома на возведение постройки с хозяйственной стороны.

16 июня 1926 года церковный совет обратился к Президиуму Горьковского исполнительного комитета с ходатайством утвердить проект деревянной церкви, предполагаемый к переносу из села Ковернино в село Хохлому. Помещение храма было рассчитано на 250 человек.

Спустя годы, в марте 1934 года, президиум Ковернинского районного исполнительного комитета принимает решение о закрытии старообрядческого храма в деревне Лебедево: "учитывая желание колхозников и единоличников <...>, а также принимая, что д. Лебедево является селом сплошной коллективизации, все колхозники требуют закрытия церкви, кроме того молитвенное здание не действует, с 1930 года верующие пользуются молитвенным зданием того же направления в с. Хохломе, находящемся на расстоянии 1 километра".

Обратившись за разрешением на ликвидацию церкви в Краевую комиссию по культам, ковернинские представители власти в документах указали, что планируют передать здание этого храма местной ячейке Осавиахима под так называемый "Дом обороны".

Из этой же переписки следует, что к февралю 1934 года за Лебедевской старообрядческой общиной верующих на тот период существовала задолженность перед районным Финотделом по налогам (не менее 500 рублей), и что в ней нет служителей культа и церковного совета. Однако, 10 апреля 1935 года, из Горьковского Краевого исполкома председателю Ковернинского райисполкома товарищу Деричеву, сообщили: "...что дело о ликвидации церкви в Лебедево, возникшее по вашему ходатайству от 20 марта 1934 года, прекращено за непредоставлением Вами материала, требуемого по ст. 66 Инструкции Культкомиссии при Президиуме ВЦИК от 16 января 1931 года".

По воспоминаниям местных жителей, после закрытия старообрядческого храма в Лебедево в нём некоторое время располагался колхозный цех по предварительной обработке "льнотресты" (льняной соломы). Перед войной, около 1940-го года, бывшее здание церкви сгорело и до настоящего времени на этом месте находится пустырь.

О. Барыкина

(При подготовке публикации использовались материалы Нижегородского государственного центрального архива и Костромского государственного центрального архива).

Автор: Администратор сайта

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 692

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика