Орнамент
Орнамент (лат. Ornamentum – украшение) – узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов, предназначается для украшения различных предметов быта, архитектурных сооружений. Орнамент в хохломском промысле растительный – состоит из изображений цветов, плодов, листьев, веток. Всё подмеченное в жизни, природе является неиссякаемым источником для вдохновения народных мастеров при составлении узоров. Но природные формы для орнамента приходится изменять, упрощать – стилизовать. Внимательно вглядываясь в формы деревьев, цветов, побегов мы видим застывший ритм ветвления, листорасположения, наблюдаем различные примеры симметрии. Эти ритмы мы можем видеть, слышать, наблюдать. Ритм в орнаменте – это чередование элементов узора в определенной последовательности. Орнаменты в декоративно-прикладном искусстве и промыслах могут быть:
1 . Линейными (ленточными), он имеет вид ленты или полосы, состоит из повторяющихся элементов и ограничен с двух сторон – сверху и снизу. Он строится из одинаковых, повторяющихся или чередующихся элементов, расположенных вдоль прямой линии.
2. Сетчатый – повторяющийся мотив заполняет всю декоративную поверхность, развиваясь в двух направлениях: по горизонтали и вертикали.
3. Замкнутый – орнаментальные мотивы располагаются в круге, квадрате, прямоугольнике, треугольнике и др.
В далёком прошлом орнаменты несли в себе символический и магический смысл. Древний человек "зашифровывал" в орнаменте свои представления об устройстве мира. Например, круг обозначал солнце, квадрат – землю, треугольник – горы, спираль – развитие, движение. Сначала орнаментом покрывались скрытые от глаз человека части предметов – днища, оборотные стороны украшений, оберегов, амулетов. Эти изображения как бы оберегали своих обладателей от различных несчастий.
Печник
Печника ещё называли "уходчик за печами", он являлся весьма важным и ответственным лицом на хохломском производстве. От его опыта и внимания зависел успех "золотой" окраски. Когда печь была хорошо протоплена, печник освобождал её от углей и золы и закрывал заслонкой, давая возможность равномерно распределиться теплу. Затем бережно ставил в печь изделия, задвигая их вглубь на длинных досках. Печь закрывалась, и изделия подвергались прогреванию при высокой температуре. Когда печь остывала, из неё вынимали готовые "золотые" изделия. В наши дни процесс превращения расписных деревянных изделий в "золотую хохлому" по-прежнему основан на закалке их в печах. Сегодня используются электрические печи, работающие с чёткой регулировкой температуры, что облегчает процесс получения хохломского золота.
Приписка
Роспись иногда дополняют, оживляют приписками. Это дополнительные элементы росписи в виде травки, усиков, колосков, тычков, мелких цветочков. Приписки отличаются лёгкостью, изяществом и придают всей композиции большую выразительность.
Промысел
Это слово произошло от "промыслить", то есть подумать, как добыть средства для жизни (такое определение дает словарь В. Даля). И промыслы существовали до тех пор, пока приносили доход, кормили.
Промысел – неземледельческая трудовая деятельность крестьян, производимая ими для получения денег. "Мелкое ремесленное производство, обычно как подсобное занятие при основном, сельскохозяйственном" - такое значение слова "промысел" приводит в своём словаре С.И. Ожегов.
Промысловая кооперация
Промысловая кооперация – одна из форм производственных объединений трудящегося населения на базе коллективного труда и обобществлённых средств производства, являющаяся в условиях Советского государства, как и другие виды кооперации, социалистической формой хозяйства. В 1919 году был опубликован декрет о мерах содействия кустарной промышленности, скреплённый подписями В.И. Ленина и М.И. Калинина. Все предприятия мелкой кустарной и ремесленной промышленности были объявлены не подлежащими национализации. Мастера художественных промыслов были объединены в артели промысловой кооперации, ставшие новой формой организации труда. В 1919 году в списке артелей, зарегистрированных Нижегородским губернским Советом народного хозяйства, уже числятся Новопокровская, Хрящёвская, Мокушинская и Сёминская.
Промысловая кооперация внесла значительный вклад в индустриализацию СССР, победу в Великой Отечественной войне и в послевоенное восстановление экономики. 14 апреля 1956 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О реорганизации промысловой кооперации", следствием которого стало укрупнение артелей. Новопокровская и Хрящевская промартели вошли в Сёминскую промартель "Хохломский художник" (1957 год). В мае 1960 года к ней присоединили Кулигинскую промартель "Красная Узола". А в декабре этого же года после ликвидации промысловой кооперации объединённая Сёминская промартель стала государственной фабрикой "Хохломский художник".