От чёрно-белой до цветной
Честно говоря, написать про Вадима Георгиевича мы собирались давно, но тут представился хороший повод – именно в июле все любители и профессионалы, причастные к фотоделу, отмечают свой праздник – День фотографа.
- Фотографией увлёкся после школы, - рассказывает В.Г. Третьяков, - Лето, друзья, отдых на природе… У меня был отцовский фотоаппарат, подаренный ему на работе. Старый, советский, марку сейчас уже не вспомню, такой – для начинающих. Вот мы с ребятами утром то на речке, то просто на улице фотографировались, а после обеда шли проявлять и печатать. В основном все снимки раздаривал, у себя мало что осталось.
Так, с юношеских пор занятие фотографией плотно вошло в жизнь этого удивительного человека с врождённым чувством прекрасного. Вадим Георгиевич – директор Ковернинского Центра досуга, музыкант, участник народного духового оркестра. Два творческих ручейка, музыка и фотография, как он сам отмечает, в его судьбе всегда бегут параллельно.
- До армии я являлся участником вокально-инструментального ансамбля "Камертон" при Большемостовском клубе "Колос", мы много выступали, гастролировали, играли на танцах. Хотелось, чтобы всё это осталось в памяти, поэтому у меня была возможность заниматься и тем, и другим.
Со временем вслед за простеньким советским фотоаппаратом в арсенале фотолюбителя стали появляться более современные модели.
- Когда я уже стал самостоятельно зарабатывать и мог позволить себе фототехнику получше, у меня появился "Киев", потом его сменил "Зенит".
Вернувшись из армии, Вадим Георгиевич на долгие 20 лет покинул Ковернинский край, уехав на Ставрополье. Но и вдалеке от родины он не переставал снимать.
- Фотографировал семью, детей, - вспоминает В.Г. Третьяков. - Помню непростое время 90-х. С работой было непонятно что, и тут занятие фотографией меня в определённом плане выручало. Свадьбы, выпускные, первосентябрьские линейки, особенно я ждал Новый год. Хоть финансово люди жили и трудно, но уж сфотографировать ребёнка у ёлки, да и самим запечатлеться – обязательно. Тогда у меня уже был фотоаппарат "Кэнон", снимки стали цветными.
Фотография – сиюминутная история
В родные края Вадим Георгиевич вернулся в 2011-ом. Фотодело не перестало быть для него интересным, более того, здесь, на ковернинской земле, главным источником вдохновения стали простые сельские пейзажи – излюбленная тема нашего героя.
- В природе всегда есть какая-то загадка, - отмечает Вадим Георгиевич, - бывает, одно и то же место фотографируешь несколько раз, и каждый раз оно смотрится по-разному – стоит лишь сменить положение. Например, мои любимые места в Ковернино – три сосны и подвесной мост в заузольской части посёлка. Мост я фотографировал неоднократно. Но мне до сих пор пишут люди с вопросом: "А где у нас в посёлке такое место?". На рассвете – он один, в сумерках – другой, а туманными вечерами – вообще окутывается ореолом мистики и волшебства. Сказочное место! То же самое и с соснами. Зимой они выглядят так, осенью – иначе. Это не передать словами…
Иногда я ловлю себя на мысли, что уже всё в нашей округе переснимал, но, проходя в сотый раз по одному и тому же месту, неожиданно понимаю, что вот этого-то я ещё не видел! Для хорошей фотографии очень важно поймать нужный момент. Как-то, гуляя днём с друзьями вдоль реки, мы наделали много фото на телефон, фотоаппарата под рукой не оказалось. Кадры – шикарные! Вечером я вернулся на то же место уже с техникой, и что вы думаете? Вид совсем не тот – и свет, и атмосфера. А бывает и так: мы "замыленным" взглядом просто не видим того, что вокруг нас, даже можем фотографировать и всё равно не видеть. Я сам зачастую многое упускаю из виду, но по прошествии времени, взглянув на снимок, сделанный случайно, просто так, обнаруживаю, как много в нём притягательного, даже уникального.
Вадим Георгиевич, лучше других знает, что фотография – это сиюминутная история: увидел – восхитился – снял.
- Профессиональные фотографы твердят, что любая съёмка должна быть продумана заранее, импровизация не приветствуется, - делится Вадим Георгиевич. - У меня не всегда это получается, но я тоже к этому стремлюсь. Иногда прогуливаюсь где-то и про себя отмечаю: "Так, сюда нужно заглянуть утром" или "тут выигрышнее фотографировать вечером". Но, с другой стороны, ещё раз скажу, что самыми цепляющими оказываются именно незапланированные, неожиданные кадры. Помню, я как-то был в одной из наших деревень. Иду и замечаю: старый деревянный дом, одно окно открыто, из проёма виден кусок стены со старыми семейными фотографиями, у стены такой же старый комод… И такая непередаваемая атмосфера в этом! Как можно пройти мимо и не сфотографировать это именно сейчас? Или, бывает, в интернете натыкаюсь на фотографии, сделанные на обычный телефон, и видно, что снято криво-косо, но так цепляет!
Время, застывшее в лицах
Одно из давних увлечений нашего героя – старинные фотографии. Вадим Георгиевич размещает их в социальных сетях с надеждой, что кто-то кого-то на них узнает, найдёт старых друзей или родственников…
- Любопытно, что люди узнают кого-то даже на фото 20-х годов!- замечает В.Г. Третьяков. - Я сам однажды чисто по внешнему сходству нашёл деда своего друга. Сейчас уже сложно отыскивать такие фотографии – многие архивы уже пересмотрены, но случается, что ко мне подходят совершенно незнакомые люди и говорят: "Я тебе принесу фотографии!". Вот так просто, и это здорово! Приятно, когда народ откликается, обсуждает, комментирует. Знаете, мне часто пишут люди, не проживающие в Ковернинском округе, – те, кто давно уехал отсюда и по ряду причин не может навестить свою малую родину. А обращаются они с просьбой сфотографировать такой-то дом на такой-то улице. В основном это места, где прошло их детство, где бы им очень хотелось побывать снова. Я, кстати, прекрасно их понимаю. Во времена, когда жил вдалеке от дома, всегда хотелось узнать, что нового происходит в районе, как он меняется, выглядит в данный момент, но тогда сделать это было сложнее. Сегодня с удовольствием помогаю людям хотя бы посредством фото вернуться туда, куда тянется их душа.
Каждому снимку – место в альбоме
Фотографировать сегодня стало невероятно удобно, а делать это можно где и когда угодно на телефон или цифровую камеру. Даже не нужно подыскивать место в доме для фотоальбомов, ведь мы можем хранить снимки на устройствах и даже делиться ими онлайн. Учитывая все эти преимущества, отпадает необходимость в распечатке фото, а даже если такая потребность и случается, то зачастую мы долго решаем, какой именно кадр (из десяти почти одинаковых) предать бумаге.
- У нас сейчас не возникает мыслей потрогать фотографию, так же, как книгу, например,- отмечает наш собеседник. - Я и сам почти не распечатываю свои фотографии. Нет особой необходимости. Делаю это иногда для конкурсов. Да и при распечатке, если этим занимается другой человек, не всегда получается тот результат, который ожидаешь. Хотя понимаю, что плёнка не вечна, как и цифровые фото, так что каждый наш снимок – драгоценность, достойная альбома.
Насмотреться, чтобы понять
Сегодня в интернете существует масса онлайн-курсов для любителей и профессиональных фотографов, желающих повысить уровень мастерства. Но в профессиональном плане В.Г. Третьяков выбирает свой собственный путь саморазвития.
- Учусь фоторемеслу самостоятельно, это непрерывный процесс – всю жизнь фотографируешь и всю жизнь что-то для себя открываешь, - делится наш собеседник. – У фотографов есть такое понятие, как "насмотренность", по-другому – наш визуальный опыт. Благодаря этой самой насмотренности в голове формируется большая "библиотека" идеальных образцов, с которыми мы можем сравнивать все другие картинки, которые попадаются нам на глаза и решать: качественные они или нет. Такой визуальный опыт, зрительный багаж, способен выручить во многих творческих ситуациях.
Единственное, на что сетует Вадим Георгиевич, так это на нехватку единомышленников, если можно так выразиться. И не столько признанных профессионалов, сколько таких же ценителей фотографии, как он сам, тех, с кем можно было бы обсудить свои работы, перенять их опыт и поделиться своим.
- Безусловно, иногда хочется объективной оценки, не исключаю и критики, замечаний в свой адрес, каких-то советов в творческом плане. Это как раз то, что помогает развиваться, мыслить, искать новые решения.
Существует шутка, что хороший фотограф - как граф Дракула – в зеркалах не отражается и тени не отбрасывает (это к вопросу профессионализма). Но если фотограф действительно хорош, значит, и себя с помощью тех же зеркал он может сфотографировать так же профессионально, как и других (например, для газеты), и спасибо ему за это!
Наш блиц:
- Для съёмки: утро или вечер?
- Утро, желательно раннее.
- Портрет или пейзаж?
- Пейзаж.
- Фото чёрно-белое или в цвете?
- В цвете.
- Фикс или зум?
- Зум.
- На отдых с фотоаппаратом или без?
- Конечно, с фотоаппаратом.
- Хороший снимок тот…
- Который невозможно повторить.
- Счастье это?
- Делать то, что тебе нравиться, и знать, что это вызывает отклик в чьей-то душе.