Вопросы патриотического воспитания очень актуальны сегодня. Воспитание гражданина и патриота становится определяющим фактором в деле сохранения независимости, стабильности и безопасности государства. Патриотическое воспитание подрастающего поколения все¬гда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Каждое образовательное учреждение выстраивает учебно-воспитательный процесс так, чтобы из его стен мог выйти человек не только с образованием, но и такими важными качествами, как любовь к Родине, верность чести и долгу, товарищеская взаимопомощь, духовность. Воспитательная работа в школе охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, общение, влияние социальной, природной, предметно-эстетической среды.
Кто непосредственно занимается воспитательной работой в школе? Заместитель директора по воспитательной работе, соцпедагог, психолог, педагог-организатор, вожатая, классные руководители, педагоги-предметники, а теперь ещё советник по воспитанию в некоторых школах. Министерство просвещения инициировало несколько больших программ в рамках федерального проекта "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации". В рамках одной из таких программ в штатное расписание школ вводят должность советников директоров по воспитанию.
Вот эта дружная команда и занимается воспитательной работой в школе. Помимо своих прямых обязанностей, которые идут в ногу с воспитательным процессом, соцпедагог Анна Михайловна Ракова, например, проводит занятия в объединении дополнительного образования "От сердца к сердцу", в состав которого в большинстве входят дети, относящиеся к особым категориям. Сначала мы и сами не верили в успех этого предприятия. Попробуй замани таких ребят на занятия… Но, к счастью, мы ошибались. Ребята очень заинтересовались. Приходили и в зимние каникулы на мероприятия, провели несколько мероприятий сами для детей и даже для учителей.
Психолог Карина Андреевна Лебедева работает с ребятами в объединении дополнительного образования "Медиация". У них свой спектр работы. Это объединение собирает активных ребят, ставших инициаторами многих школьных мероприятий, в том числе "Недели добра". В её рамках ими, например, организован день психологии. В этот день для педагогов работала комната психологической разгрузки. Вообще, многие мероприятия были проведены двумя этими объединениями совместно.
Старшая вожатая Ирина Михайловна Курицина работает с лидерским составом обучающихся начального и среднего звена, является организатором волонтёрского отряда. В течение года ребята со своим наставником оказывают помощь ветеранам не только нашей школы.
В школе созданы и работают отряд ЮИД и военно-патриотический клуб "Сокол", руководителем которых является педагог-организатор Марина Васильевна Белякова. Сколько побед муниципального и регионального уровня за их плечами! Не счесть!
Классные руководители работают в соответствии со своими планами воспитательной работы. И классные руководители, и учителя-предметники с удовольствием сотрудничают с отделом культуры, что играет немаловажную роль в течении воспитательного процесса.
Заместитель директора по воспитательной работе организует работу совета обучающихся. С ребятами мы проводим различные мероприятия. Даже во время пандемии. Естественно, с соблюдением всех мер безопасности. Во время строгих ограничений мы работаем через группу в ВК. Участниками подобных мероприятий становятся дети и взрослые не только нашей школы, включаются и родители, и более старшее поколение. Мы разрабатываем социальные проекты и участвуем с ними в конкурсах. Ребят увлекают эти социальные проекты. Ведь это их идеи, их продукт! Вот опять дети мне сообщают примерные темы конкурса "Добро не уходит на каникулы", в котором мы 2 года подряд принимали участие и ни разу не выиграли… Но нас это не останавливает. Ребята говорят: с началом учебного года на первом же заседании надо продумать проект по предложенным темам.
В течение учебного года мы много работаем. И любое организованное мероприятие, участие в конкурсе работает на патриотическое воспитание и формирование российской идентичности школьников. Наше лето – далеко не пассивный отдых. Во-первых, это работа волонтёрского отряда. К нашим ребятам прямо на улице подошла пенсионерка с просьбой о помощи. Её интересовал вопрос, как выйти на наш волонтёрский отряд. Дети тут же сообщили мне об этой женщине. Конечно, помощь была оказана. И у нас возникла мысль, что многие люди пожилого возраста, действительно, не знают, к кому обратиться за помощью. И мы дали объявление в газету. Стали поступать звонки. Через "Ковернинские новости" мы получили обратную связь – благодарность. Кстати, увидев трансляцию нашей добровольческой деятельности в группе ВК, к нам в отряд стали поступать новые участники.
В нашей практике есть экологическое волонтёрство, которое включает сбор мусора на Уткинском озере, конкурс рисунков. В нём приняли участие не только ребята нашей школы. Работы победителей и участников размещены на баннерах, которые займут своё место на берегу Уткинского озера. Деньги на них были выделены в рамках мероприятий муниципальной программы "Охрана окружающей среды Ковернинского муниципального округа Нижегородской области", утверждённой постановлением администрации Ковернинского муниципального района от 10.11.2020 г. №677.
Летом у нас работала трудовая бригада, был создан разновозрастной отряд, организовано трудоустройство обучающихся.
Очень интересно прошло мероприятие геокешинг в рамках всероссийской акции "Вожатый нашего двора". Это приключенческая игра с элементами туризма и краеведения. Задача, которую решают игроки в геокешинг, – это разыскивание тайников, созданных другими участниками игры. Эту идею привёз нам советник по воспитательной работе из Артека. Мы с большим удовольствием провели его. Участники и организаторы остались очень довольны.
Прошёл у нас и товарищеский матч по футболу, а также был организован пикник с Екатериной Варлашкиной, чемпионкой России по боди-арту, гримёром и визажистом. Екатерина работала с Монеточкой, Александром Роговым, гримёром в массовке фильма "Пара из будущего", реализует проект "Нижний внутри нас".
Продолжается работа по съёмкам фильма "Летопись земли Узольской". Это краеведческий проект. Начали мы его реализовывать в прошлом году в сотрудничестве с музейно-выставочным центром "Отчина" и продолжаем его реализацию. Фильмы можно посмотреть в ВК в группе нашей школы и в группе ВК музея.
Ребята сподвигли нас на сотрудничество с региональным отделением Всероссийского движения "Волонтёры Победы". Сейчас набираем отряд. Приглашаем всех желающих.
Результатом огромной слаженной совместной работы всего педагогического коллектива школы являются следующие достижения: победа в региональном этапе конкурса "Лидер 21 века", участие в финале областного конкурса "Бумеранг", 2 место в дивизионном этапе областных соревнований "Нижегородская школа безопасности "Зарница", 3 место в областном конкурсе проектных работ "Экологическая мозаика" и т. д.
Одно из последних достижений: победа во всероссийском конкурсе "Моя страна – моя Россия". Ждём результатов международной премии "Мы вместе". Пока прошли в четвертьфинал.
Одной из важных составляющих работы является соответствующая воспитательная деятельность с обучающимися. Сюда входит как создание объединений военно-патриотической направленности, так и организация социально значимого досуга.
Академик Д.С. Лихачёв писал: "Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому, школе. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству".
Е. Муравьёва, заместитель директора по воспитательной работе МОУ "Ковернинская средняя школа №1"