Версия для слабовидящих |
16+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Ковернинского муниципального округа Нижегородской области

606570, Нижегородская область, п. Ковернино, ул. К. Маркса, д.10
телефон: +7 (83157) 2-13-60; РЕКЛАМА 2-15-81
e-mail: Kovernov@list.ru

Методическое сопровождение семейного воспитания

Выступление на августовской конференции педагогических работников округа

Говоря о семейном воспитании, хотелось бы вспомнить слова советского педагога, писателя и публициста, создателя народной педагогики Василия Александровича Сухомлинского: "Первый и главный воспитатель ребёнка, первый и главный педагог - это мать, это отец".

Всем известно, что семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй.

Руководствуясь международными принципами, Российская Федерация возводит государственную гарантию поддержки семьи, детства и института родительства в ранг основных национальных приоритетов и конституционных ценностей.

Родительское просвещение

Формирование ответственного и позитивного родительства - одно из основных направлений социальной политики Российской Федерации, закреплённых в "Концепции государственной семейной политики до 2025 года".

В настоящее время педагогические коллективы образовательных организаций призваны формировать у обучающихся основы семейной культуры, а у родителей - педагогические компетенции, необходимые для выстраивания гармоничных семейных отношений.

Семья и школа являются важными институтами социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие. Чтобы укрепить сотрудничество школы и семьи, необходимо стремиться разнообразить формы и методы взаимодействия с семьёй. Все участники образовательного процесса только выиграют от того, что родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребёнка, научатся содействовать его гармоничному развитию, будут активно сотрудничать со школой.

Дорожная карта

С целью поддержки и развития вопросов семейного воспитания и родительского просвещения в образовательном пространстве Ковернинского муниципального округа была разработана дорожная карта на 2020-2021 учебный год, ответственным за реализацию которой стал коллектив Районного центра внешкольной работы.

За прошедший учебный год был организован и проведён ряд мероприятий. В первую очередь, это детско-родительские мероприятия, посвящённые праздничным и знаменательным датам: конкурсы, акции, квесты, проекты. Были проведены три районных обучающих семинара "Школы педагогического мастерства". Семинары проходили как в очном, так и онлайн-формате.

Целью организации данных семинаров являлось родительское просвещение в вопросах воспитания подрастающего поколения и демонстрация лучших практик педагогов округа по работе с семьями учащихся. Спикерами семинаров выступили: методисты МОУ ДО "РЦВР", заместители директоров образовательных учреждений, курирующие вопросы воспитания, классные руководители и педагоги-психологи, представители русской православной церкви. На семинарах также присутствовали представители родительской общественности. Участие в семинарах принял 81 человек. Обсуждались такие темы, как: "Организация семейного воспитания в школе", "Методика работы классного руководителя с семьёй", "Правовые особенности споров, связанные с воспитанием детей", "Роль семейных клубов в воспитании и взаимоотношениях детей и взрослых", "Семейные проекты как форма партнёрства образовательной организации и семьи", "Искусство родительства" и другие.

В рамках реализации дорожной карты был проведён муниципальный конкурс методических разработок по семейному воспитанию и родительскому просвещению. Конкурс был направлен на повышение роли родителей в учебно-воспитательном процессе через выявление лучших методических разработок по организации взаимодействия семьи и школы, которые в дальнейшем могут быть реализованы в образовательных учреждениях Ковернинского муниципального округа.

К участию в конкурсе были приглашены заместители директоров образовательных учреждений, курирующие вопросы воспитания, классные руководители, педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования. Конкурс проводился в двух номинациях. Заместителям директоров, курирующим вопросы воспитания, предлагалось разработать программу родительского просвещения. Классным руководителям, педагогам-организаторам, педагогам дополнительного образования предлагалось представить на конкурс методическую разработку детско-родительского мероприятия на темы: "Нижний Новгород 800", "Он сказал: "Поехали!", "Ковернинский край - частица России".

В 2021-2022 учебном году
работа по поддержке и развитию семейного воспитания в образовательном пространстве Ковернинского муниципального округа Районным центром внешкольной работы будет организована с учётом уже имеющегося опыта и задач, которые ставят перед нами министерство образования, науки и молодёжной политики Нижегородской области, куратор данного направления - Центр эстетического воспитания детей Нижегородской области.

В конкурсе приняли участие 7 образовательных учреждений, было представлено 19 работ. В каждой из номинаций определились победители и призёры. В номинации "Программа родительского просвещения": 1 место - Н.Т. Лермонтова (МОУ "Ковернинская средняя школа №2"), 2 место - Н.С. Сорокина (МОУ "Каменская основная школа"). В номинации "Методическая разработка детско-родительского мероприятия": 1 место - О.П. Попутникова (МОУ "Сёминская основная школа"), 2 место - Л.Л. Капелина (МОУ "Каменская основная школа"), 3 место - Л.А. Кузьминская (МОУ ДО "Районный центр внешкольной работы").

Работа семейного клуба

Также в рамках реализации дорожной карты была организована работа семейного клуба "Семицветик" на базе МОУ ДО "РЦВР" под моим руководством.

В наше время, когда жизнь бежит вперёд с невероятной скоростью, очень важно с детства быть в центре событий, вести активную жизнь, занимать лидирующие позиции в обществе. Но современные дети зачастую испытывают недостаток внимания и общения с родителями. Одним из решений данной проблемы является организация позитивно направленного общения родителя и ребёнка, родителя - родителя и родителя - специалиста. Форм организации совместной деятельности детей и родителей множество, и одной из них является семейный клуб.

Семейный клуб - это перспективная форма работы с семьёй, учитывающая актуальные потребности семьи, способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи и передаче опыта в воспитании детей. Идея возникновения семейного клуба на базе Районного центра внешкольной работы возникла в 2017 году. Мы предложили данную идею родителям учащихся нашего учреждения. В декабре этого же года состоялось первая встреча.

Данная форма интересна тем, что тематика заседаний клуба может варьироваться в зависимости от социального запроса родителей. В работе клуба могут принимать участие как родители, дети, педагоги, так и различные специалисты (медицинские работники, психологи, библиотекари и другие). Такие широкие социальные контакты обогащают всех участников, создают положительную эмоциональную атмосферу как для детей, так и для взрослых.

Организация встреч нашего семейного клуба проводится на добровольной основе. Мы приглашаем всех участников клуба. Приходят те, кому интересна та или иная тема встречи. У нас создана группа в вайбере, где обсуждаем все организационные вопросы. Вместе с детьми занятие посещает кто-то из родителей, иногда приходят бабушки, старшие братья и сёстры наших учащихся. Количественный состав обычно до 8-10 семей. В основном участниками становятся мамы и дети, но мы привлекаем и пап.

Встречи мы стараемся проводить 1 раз в месяц в воскресенье. Время выбираем удобное для всех семей. Дату и время встречи заранее обсуждаем.

Каждое мероприятие, организованное в день встречи, рассчитано на 45 минут. Традиционно оно заканчивается чаепитием. Встречи в семейном клубе проходят в разных форматах: мероприятия, посвящённые каким-то праздничным событиям, памятным датам; тематические встречи; мастер-классы. Представители семейного клуба являются активными участниками всех мероприятий, проводимых как в нашем центре, так и муниципального, областного уровней. На встречи мы приглашаем специалистов, которые в дальнейшем проводят индивидуальные консультации семей.

Семейный клуб способствует установлению доверительных отношений между детьми, родителями, педагогами, объединяя их в одну команду. Именно за чашечкой чая в неформальной обстановке происходит обмен опытом семейного воспитания. Привлечение специалистов способствует повышению педагогической компетенции родителей. Совместное участие членов семьи в мероприятиях семейного клуба укрепляет детско-родительские отношения, развивает творческие способности детей и родителей.

Обязательным условием реализации дорожной карты являлось информационное сопровождение всех мероприятий в социальных сетях и на сайте нашего учреждения. Информация об актуальных вопросах семейного воспитания размещена на сайте и в группе ВК Районного центра внешкольной работы в разделе "Семейное воспитание".

Л. Догадова, методист МОУ ДО "РЦВР"

Автор: Администратор сайта

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 462

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика