Каждый раз, отправляясь в новое путешествие, я думаю - а вызовет ли встречный интерес мой рассказ, останется ли после прочтения приятное "послевкусие", будет ли над чем подумать, взгрустнуть, помечтать… Во всяком случае, очень хочется надеяться, что совершенно равнодушных к моим путевым заметкам среди вас нет. Поэтому смело шагаю вперёд и делюсь новым "десертом" из моего туристического "меню". И сегодня я – путешественник Аркадий Мимоходов – буду рассказывать вам…. о путешественниках! Да-да. А именуются они "романовцами". Но, как водится, обо всём по порядку…
На всех – угодишь!
Изучая окрестности Ковернинской сторонки, всё чаще стал замечать, что с дорожным рюкзачком и фотоаппаратом наперевес по местным тропинкам шагаю не только я. Факт туристической привлекательности Ковернинского округа в последнее время становится всё более очевидным. Сюда, на родину древнего хохломского промысла, стремятся сотни туристов, а продукция местных товаропроизводителей пользуется популярностью и заслуженным уважением. Так вот, мысль стать частью организованной группы туристов мне, "неорганизованному" путешественнику, никак не давала покоя. Очень уж хотелось пройтись маршрутом, разработанным специально для гостей округа и довериться не собственному чутью в выборе очередной темы для самостоятельного изучения, а отдаться в руки профессионалов. Забегая вперёд, скажу, что это оказалось незабываемо! И как любит говорить мой новый друг, заведующая сектором по туризму МВЦ "Отчина" Анастасия Ухова, – "вкусно". Да, вкусно было точно всем!
9 октября порядка полусотни нижегородских туристов на огромном туристическом автобусе в сопровождении гида прибыли на Ковернинскую землю. Как выяснилось, поездка была организована известным российским туроператором "ROMANOVA TRAVEL", вот уже 25 лет предоставляющим свои услуги на туристическом рынке.
- Турагентство само на нас вышло и предложило сотрудничество, - поделилась Анастасия. - Думаю, отзывы в соцсетях, которые оставляют туристы, уже побывавшие в округе, делают своё дело, и о нас узнаёт всё большее количество людей.
Как оказалось, подготовка к встрече туристических групп для специалистов Ковернинского сектора по туризму – трудоёмкий, ответственный и очень детальный процесс. Каждый раз – это индивидуальный подход, подразумевающий поиск лучшего решения для гостей.
- Понимаешь, группы ведь едут разные, - объясняет специфику своей работы А.Н. Ухова, - одним хочется окунуться в историю и побывать в музеях, другим интересно попробовать глубинку на вкус – продегустировать нашу кухню, местные продукты, посетить крестьянско-фермерские хозяйства, есть те, кто целенаправленно едут к святыням, например, в Высоково или Белбаж. Поэтому для нас в первую очередь важно понимать цель поездки и уже в соответствии с пожеланиями выстраивать маршрут.
Но, кажется, девиз нынешних путешественников был таков: "Всего и побольше!" Лёгкие на подъём, подготовленные, весёлые и жаждущие впечатлений, – они с восторгом и благодарностью принимали всё то, чем могли удивить их ковернинцы.
- Когда я изначально озвучила директору турфирмы Ольге Николаевне Романовой все возможные маршруты и направления, она была поражена, - призналась Анастасия. - Наличия такого широкого спектра отличных друг от друга объектов для показа в сельской местности она не предполагала. Очевидным было одно – всё в один флакон уместить не выйдет, это заняло бы как минимум несколько дней, поэтому мы решили начать с классики. А классика – это хохлома. Тур "Золотая хохлома", по которому в итоге отправились нижегородцы, мы разрабатывали совместно с заведующей отделом культуры Ольгой Михайловной Цветковой.
Нам не нужен каравай – буханку хлеба подавай
Не могу не отметить, что наша "делегация" оказалось на удивление "разношёрстной" – молодёжь, дети, люди пенсионного и среднего возраста. Но все без исключения – на одной позитивной волне! А позднее они сообщили, что сами себя прозвали "романовцами", поскольку уже не первый год пользуются услугами "ROMANOVA TRAVEL" и считают свой сплочённый "походный" коллектив чуть ли не семьёй.
Тур "Золотая хохлома" стал для наших гостей отправной точкой по изучению Ковернинского округа. И я вместе с ними с удовольствием погрузился в эту новую для меня историю.
По традиции знакомство с территорией началось с экскурсии по центру посёлка. Мемориальный комплекс, сквер, объекты культурного наследия – всё незамедлительно запечатлевалось на камеры фотоаппаратов и телефонов. Кстати, на этот раз туристическую группу вместе с гидом, заведующими туристическим сектором и отделом культуры сопровождал наш местный фотограф В.Г. Третьяков. Именно его живые кадры и дополняют мой рассказ.
Осмотрев "центральные" достопримечательности, мы дружно отправились в музей "Отчина". И как вы думаете, чем здесь встречали гостей? Никогда не догадаетесь. Маленькими буханочками белого, свежеиспечённого, невероятно ароматного хлеба из магазина "Наши продукты" (ООО "Наши продукты"). Ни один из экскурсантов не сумел донести до автобуса свой съедобный презент – все аппетитно хрустели корочками прямо во время экскурсии. Непередаваемая атмосфера!
- Все знают – по доброй русской традиции гостей принято встречать хлебом - солью. А мы решили, что на ковернинской земле дорогих гостей будем приветствовать не просто караваем, а целыми буханками! – поясняет столь необычный ход А. Ухова. - И, судя по эмоциям, мы не промахнулись.
В общем, под приятный хруст хлебобулочных изделий мы погрузились в изучение музейных экспонатов. Здесь нас ждали выставка "Ковернинские кудесники", комната Памяти и… звуки старинного патефона. Вы когда-нибудь слышали, как звучит патефон? Наверное, это и есть та неведомая сила звука, которая объединяла людей, вела на подвиги, исцеляла душевные раны, помогала жить, любить и верить в лучшее…
Та самая – с упаковки!
А дальше – знакомство с брендом земли ковернинской: экскурсии в цех художественной росписи ООО "Хохлома" в д. Сухоноска и на Сёминское предприятия ООО "Промысел". Ещё ни один турист, шагнувший на Ковернинскую землю, не остался равнодушным к хохломе, и "романовцы" - не исключение. Изрядно поскудневшие витрины с сувенирной продукцией, среди которой уже были представлены и новогодние товары, – тому подтверждение. Что называется "за уши не оттащишь". Классическое письмо и современная хохлома будоражили сердца наших странников. А ещё мастер-класс и общение с настоящими художниками – виртуозами своего дела – лишь добавили колорита процессу знакомства с промыслом.
Ещё одна интереснейшая точка на карте нашего маршрута – молочная роботизированная ферма ООО "Племзавод им. Ленина" в д. Ленино. Как оказалось, мы стали первой туристической группой, которой посчастливилось сюда попасть.
- Сектор по туризму действительно впервые организовал поездку на роботоферму для приезжих гостей, - подтверждает Анастасия Николаевна, - и здесь нужно сказать спасибо нашей помощнице Ольге Николаевне Романовой за содействие в решении этого вопроса. Я вообще считаю наше с ней знакомство невероятной удачей. Человек, который настолько влюблён в своё дело, думающий о людях – невероятная ценность в любой профессии. Столько полезной информации, точных подсказок и мудрых советов можно получить только от выдающегося профессионала.
Уже один вид бурёнок вызвал дикий восторг у маленьких посетителей (настоящий контактный зоопарк), что уж говорить про сам процесс доения с помощью современных технологий. Вопросов к нашему гиду по молочной ферме – главному ветврачу племзавода Николаю Ивановичу Кузнецову – было столько, что тот только успевал отвечать. "Хватает ли коровам витамина "Д" в закрытом помещении?", "Где они берут зелёную травку?", "А как бурёнки между собой уживаются – они же женщины?", "А что будет, если одна и та же корова ради "вкусняшки" пойдёт к роботу доиться дважды?". Но на все вопросы были даны исчерпывающие ответы, и экскурсанты покидали двор невероятно довольными и счастливыми.
А знаете, что было, когда, проезжая мимо дорожного указателя с надписью "Гавриловка", пассажиры узнали, что это та самая Гавриловка с упаковки их любимого мороженого? Сначала не поверили, а когда поверили, принялись делать фотографии прямо через автобусное стекло! Таких живых искренних эмоций я давно не видел…
Не конец пути
Ну а местная кухня стала, что называется, "вишенкой" на торте под названием "Ковернинский край". Гуленник, щи по-деревенски, кокура со свежей брусникой и чай на травах прямо из самовара – настоящий рай для гурмана.
С полными пакетами молочной и мясной продукции ООО "Племзавод им. Ленина", сувенирами хохломской росписи, массой впечатлений и сотней фото в телефонах "романовцы" отправились в обратный путь, обещая обязательно вернуться, чтобы завершить этот марш-бросок по Ковернинскому краю, забравшись, наконец, в самые дальние его уголки…
Аркадий Мимоходов