Версия для слабовидящих |
16+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Ковернинского муниципального округа Нижегородской области

606570, Нижегородская область, п. Ковернино, ул. К. Маркса, д.10
телефон: +7 (83157) 2-13-60; РЕКЛАМА 2-15-81
e-mail: Kovernov@list.ru

Ковернинское райпо: история, дела и люди

Сегодняшним материалом газета открывает цикл публикаций, посвящённых 100-летию районного потребительского общества, которое отмечается в настоящее время (история его становления уходит в начало двадцатых годов прошлого века).

Заголовок – "Ковернинское райпо: история, дела и люди" - говорит сам за себя: читатель не только окунётся "в дела давно минувших дней", историю и традиции Ковернинского края, но и увидит развитие и становление предприятия в военные и послевоенные годы, познакомится с днём сегодняшним. Известным ковернинским краеведом Александром Алексеевичем Балдиным проведена большая работа по сбору материала, фотографий, на которых многие ковернинцы увидят своих знакомых. Мы рассчитываем, что представленный материал будет интересен самому широкому кругу читателей.

Историческая справка

Лесное Заволжье, Северо-Западный угол Нижегородчины, земли к северу от "пустого" Городца. Дремучие леса, топи, болота. Казалось бы, кто осмелится вступить, тем более заселиться в этих непроходимых дебрях? Осваиваться эти земли начали в ХVI веке. В 1618 году царь Михаил Фёдорович пожаловал думному дьяку И.Т. Грамотину земли по рекам Линде, Курженцу и Узоле. В числе приузольских селений оказались Скоробогатово и Хохлома, поселение известное уже ХVI столетии и отмеченное особым знаком на карте, составленной сыном Бориса Годунова царевичем Фёдором и изданной в 1613 году. Владельцы новых земельных наделов "выводили" за Волгу крестьян из своих перенаселённых вотчин, предоставляя им льготы и освобождая на несколько лет от оброка. Особенно охотно перебирались сюда безземельные оброчные ремесленники-бобыли, жившие в старых вотчинах по чужим дворам, получившие на новом месте землю и свободный доступ к сырью - лесу. Документы ХVI века называют их "сходцами". Кроме того, население Ковернинского края регулярно пополнялись за счёт "утеклецов" - беглых людей, искавших в этих местах спасение от феодального гнёта, чиновничьих поборов и притеснений в городах, от голода и бедствий "смутного времени".

Свою роль в заселении здешних мест сыграли и монастыри. В 1620-х годах в этих землях, на Узоле, в дремучих лесах, у Нижегородского Дудина Амвросиева монастыря (принадлежал московскому Высокопетровскому монастырю - одному из древнейших и богатых в Москве) появилась небольшая, отдаленная от населенных мест "пустынька Скоробогатая" Около неё стали селиться крестьяне, мастеровые люди.

Особенно активно стала заселяться территория края во второй половине XVII века во времена церковного раскола. Сюда бежали участники Разинского восстания и Соловецкого бунта, московские, смоленские, новгородские, суздальские старообрядцы, которые строили скиты в глухих местах.

Численность старообрядцев составляла три четверти всего населения края. Каких только толков и согласий среди них не было! Поповцы, беспоповцы, часовенные, белокриницкого (австрийского) и поморского согласия. Самыми многочисленными были старообрядцы-поморы. Существовала даже отдельная Корельская волость. Отдалённость здешних земель от уездных и губернских властей позволяла старообрядцам, жившим по р. Узоле, достаточно спокойно себя чувствовать и не бояться приезда чиновников. В общем, народец подобрался что надо - бывалый и предприимчивый!

На рубеже XVII - XVIII веков образовываются Рыбновская и Скоробогатовская волости Юрьевецкого уезда, Хохломская волость Нижегородской губернии. В 1778 году Рыбновская и Скоробогатовская волости входят в состав Макарьевского уезда Костромской губернии. Хохломская волость остаётся в составе Нижегородской губернии Семёновского уезда.

В последней четверти XVII века появляется деревня Ковернино, с начала 20-х годов XVIII столетия – торговое село, административный центр Рыбновской, а затем Ковернинской дворцовой волости.

Дворцовая волость принадлежала родственникам царя, некогда жившим при дворце "Его Императорского Величества". От того и получила своё название. Управлялась дворцовым ведомством. Так, в 1816 году Ковернинский удельный приказ (позднее дворцовая волость) становится "Уделом Ея Императорского Высочества Государыни Великой Княгини Екатерины Павловны". В 1850 году здесь проживали 5591 мужчина и 6795 женщин (12356 человек по результатам 9 ревизий (переписи населения).

Торговля. Ярмарки. Базары. Купцы Ковернинского края.

Ковернинские старообрядцы, торговые мужички, благодаря природной смекалке, оборотистости и добропорядочной жизни сумели поднять статус волостного центра до уровня одного из самых крупных селений Макарьевского уезда. В ведомости 1765 года, поданной в Главную дворцовую канцелярию, приводятся сведения о сельском торжке, на котором было 46 лавок и 2 полка (полок – открытая рыночная торговля):

"При селе Ковернине торжек, лавки, анбары и полки деревянные за крестьянами - деревни Маркова:

- за Василием Семёновым-лавка;

- за Мартьяном Федосеевым - лавка;

- за Ларионом Алексеевым - лавка;

- за Иваном Ворониным - лавка;

- за Иваном Семёновым да Афонасием Петровым - лавка;

- за Афонасием Михайловым - лавка;

деревни Ключей:

за Яковом Матвеевым - пять лавок;

за Никифором Матвеевым - лавка;

деревни Мостов:

- за Михайлою Ивановым - лавка;

- за Тимофеем Матвеевым - лавка;

- за Иваном Владимеровым - две лавки;

деревни Трифонова:

за Яковом Васильевым – лавка;

села Ковернина:

за Фролом Ивановым - лавка;

за Фёдором Карповым - две лавки;

деревни Чёрной:

за Иваном Герасимовым - лавка;

деревни Ключей:

за Потапом Яковлевым - две лавки;

села Ковернина:

за Ларионом Алексеевым - три лавки;

за Романом Петровым - лавка;

деревни Чёрной:

за Семёном Петровым - лавка;

села Ковернина:

за Матвеем Родионовым - лавка да полок;

деревни Мостов:

за Петром Яковлевым - лавка;

деревни Галанина:

за Васильем Ивановым - лавка;

деревни Мостов:

за Михайлою Яковлевым - лавка;

деревни Фатеева:

за Максимом Родионовым - лавка;

села Ковернина:

за Матвеем Родионовым – лавка;

деревни Ключей:

за Михайлою Семёновым –лавка;

деревни Каменного:

за Алексеем Матвеевым – лавка;

деревни Рыбной:

за Василием Леонтьевым - четыре лавки да полок;

села Ковернина:

за Максимом Родионовым – лавка;

за Михайлою Ивановым – две лавки;

деревни Рыбной:

за Иваном Треушниковым - лавка;

деревни Захватова:

за Фролом Фёдоровым – лавка;

деревни Шляпина Болшаго:

за Афанасьем Семёновым – лавка.

Итого 46 лавок и 2 полка. Ис какого платежа в государственную сумму состоят: 4 руб.80 ½ копеек.

Оные лавки и полки, с которого году и на сколко лет и кому именно отданы были, известия не отыскано, а означенные владельцы скаскою показали: объявленными, де лавками и полками, владеют они по наследству от отцов и родственников, а протчие по поступкам содержателей, а кем, де, оные заведены да и откуда и в котором году кому имянно и на сколко лет в оброк отданы, о том они не знают и о владении, де, оных указанного повеления не имеют, а оные лавки и полки построены того села на крестьянской тяголной земле".

В описании Костромского наместничества, составленном в 1792 году полковником и костромским директором Домоводства Васьковым о торге с. Ковернина можно найти такие строки: "Ярмонки небольшия бывают округи сей дворцоваго ведомства в селе Ковернине 3 раза в год: первая - в день Вознесения Господня, вторая - июля 20, третья - октября 1-го дня, на коих торги производятся по одному дню. Сверх того в оном же селе…бывают еженедельно торги… по четверткам (четвергам)…На кои приезжают купцы из Юрьевца и других ближних здешняго и Нижегородскаго наместничества мест с шёлковыми, бумажными и гарценными товарами и мелочными вещами, какия у поселян во употреблении находятся; а поселяне привозят хлеб разного рода, мёд, холст, пряжу, разную простую деревянную посуду, лыка, лапти, дёготь, мочальныя верёвки, рогожи и упряжи, употребляемой у поселян, колёса, полозья, телеги, сани, а также глиняную простую посуду, шерсть, масло, сало, сыры, кожи как домашнего скота, так и битых зверей, из числа коих в селе Ковернине на немалую сумму закупают для отпуска от Архангелогородского порта за море по торгу чухломских купцов…Стечение народа на сих ярмонках и торжках бывает от 3 до 5 тысяч человек и наипаче зимою в селе Ковернине".

Ярко и образно описал атмосферу Ковернинского базара М.М. Зимин в книге "Ковернинский край": "…Ковернино "гремит" своими большими "четверговскими" базарами, на которые привозится много льна, мочала, рогож, муки, скотины, лошадей, сушёных грибов - местного сбора и привозных, в июле-августе - масса муравьиных яиц, пушнины, зайчатины, дичи, привозной из Сибири-Ирбита, торгуют огурцами, горшками, "пяташниками", "гривенными", "мясными", "кашниками", "поляками", "варенниками", лубочными картинами, честовками крестиками, образками, поясками, евангелиями, старинными и другими книгами и пр. и пр. Тогда всё оживает, многочисленные самодельные ларьки "шумят" и около них толкается куча народа – покупателей. Особенно "велики" базары бывают в ярмарочные дни: Вознесенье, Ильин день и Покров.

В самом селе торгуют скотиной и разными крестьянскими товарами. Около церкви торгуют льном и рогожами, тут же конная торговля, где цыгане гоняют своих "чуть живых" лошадёнок; бедняжка еле бежит от сильного хлестания кнутом, а цыгане хлещут беспощадно и кричат: "ппру!"…, крестятся на церковь, хваля свою лошадь, надувая мужиков, всучивая им свою клячу или еле живую или с норовом лошадь. Рядом купцы обвешивают мужиков при покупке льна, а прасолы обсчитывают за купленную рогожу. Мужик чешет затылок, замечает неправильность: "Што-то, паре, не так, ровно больше должно быть". Но проверить никак не может: "не учон, паре, вот и ни могу никак сощитать", а скупщик, уверяя его в своей правоте, опять и опять довольно умело обсчитывает мужика. В торговом обмане не имеют значения никакие различия веры, даже старообрядцы не видят в этом греха, ибо: "про это нигде в священном писании не сказано ничево".

В середине базара (села) часовенка, из которой ежеминутно слышится звон колокола, дающий знать о сумме пожертвования, кто сколько пожертвовал "от своих праведных трудов": копейку – так один удар, две - два удара и т.д.

Иногда сторонние (публика) и посмеиваются над "поусердствовавшими": "Ей! Друг милый, што как мало положил? Кажись слава Богу, есь отчево и поболе пожертвовать! Поди добафь"….

На базары съезжаются крестьяне не только соседних, но и отдалённых селений. Крестьяне считают за большое праздничное удовольствие "погулять" на Ковернинском базаре до полной усталости, до "фу-ты, как измучился, как устал-то. Ух ты!...", на базаре, на котором можно "видеть разный народ", "встреться" с давно невидавшимися знакомыми, "поздаровкатся" с "ими", узнать про здоровье, узнать все новости в округе и пр.

Бойкая торговля бывает в масленицу разной рыбой и мёдом на блины и оладьи, на каждом шагу попадаются с посудиной за мёдом, а купившие лижут его, доставая пальцем. Только и слышится: "ц, хорош мед-от, неча баить, а намедни я покупала у С…, совсем не такой".

Из дальних селений с вечера пробираются в Ковернино с товарами, скотиной да за покупкой. Всю ночь слышится крик людей да мычание коров. Многие на возах и ночуют, а ближайшие рано утром, "чем свет" едут и идут на базар, так что торговля начинается рано утром, а кончается в два часа дня.

Деревенская молодёжь, празднично разодетая, расхаживает по селу, щёлкая орешки калёные или торопливо шелуша семечки. "Учителки", "ученицы", т.е. учительницы, скучавшие в своих медвежьих уголках, мерзнувшие в плохо натопленных и худых школах, имевшие редкое удовольствие встретиться с подругами и попеть: "Медленно движется время" и т.п…, в четверги бросали ученье и шли на базар - гулять.

Много интересных бытовых черточек можно наблюдать на базарах. Вот, например, по базару ходит "простоватый" - мужичек с поднятою шапкой на коле (нанятый за рублёвку) и кричит "во всю мочь", "што ни есть силы и духу": "Православные христиане, пропала овца чёрна, с двумя ягнятами, один белый, другой серый; если "объявится у ково, заявите в волосно правление!"

С ворами на базарах расправляются очень жестоко: в базарный день, около семи часов утра, один крестьянин украл с воза мешок овса, за что и был убит на месте и привязан к телефонному столбу "на посрамление"… После от многих приходилось слышать: "так и надо, а то дай им потачку, тогда ни напасёсся про воров одних!"

Пожилые крестьяне, особенно которые приехали с вечера, "умучившись", управившись, закупив и сделав всё нужное, забираются в трактиры и, не снимая верхней одежды, сидят и пьют чай с "кокурками", мятными пряниками, особенно любимыми крестьянами. Я знал одного "мужичка" "Гараню" (Герасима), который ел по 5 фунтов за "присед", но только чувствовал "тошноватость". Чай пьют по-русски, не торопясь и выпивая десятки стаканов, вытирая полой или рукавом своей одежды "девятый пот". За кипятком ходят сами, "штобы поскорее, а то половова не долждёсся и не достучисся" Пока пьют, по нескольку раз выходят для освобождения живота и ругаются, если половые уберут со стола в момент отсутствия: "Мы ищё не кончили, а ты убрал, деньги не уплатим - вот тода будешь знать, как убирать безовремя". В трактире всё время стоит невообразимый крик, шум, жар и пар столбом.

В два часа базар кончается, купцы с крестным знамением благодарят Господа Бога за помощь им и закрывают свои амбары и склады, а мелкие торговцы, сметая и сдувая пыль с своих ларьков, "ещё конителятся", с расчётом, авось кто и подвернётся, да и купит или семян, или "канфетку", или верёвку какую-нибудь, или ещё чего, - и, после этого, Ковернино затихает на целую неделю".

Кроме села Ковернина, со значительно меньшим размахом, в течение года проводились ярмарки в сёлах: Шадрине - две, Ключах - две, Скоробогатове- пять, в Вязовке – две. Особый колорит ярмаркам создавали офени (коробейники), странствующие торговцы, продающие по деревням мануфактурные изделия, галантерею, лубочные книжки и пр., зазывающие покупателей прибаутками:

У дядюшки Якова

Про баб товару всякого,

Ситцу хорошего,

Нарядно, дёшево!

Духи, помада,

Всё, чего надо!

С начала XVIII века крупным торговым центром Приузолья становится село Хохлома.

Село росло за счёт приезжих из других мест, это были предприимчивые, торговые люди. В Хохломе проживало много приказчиков, торговцев, купцов (25 купцов). Каждую среду с раннего утра и до поздней ночи на торговую площадь съезжались купцы Балахнинского, Семёновского, Макарьевского уездов, а также варнавинцы, тонкинцы, ветлужане. Торговали зерном, мукой, другой продукцией. В каменных лавках торговали галантереей, бакалеей, вином и водкой. В эти дни торговая площадь была похожа на разорённый муравейник. Но главной особенностью торгового села Хохлома было то, что сюда свозили из разных мест в громадном количестве щепной товар, служивший материалом красильного производства. Здесь же отчасти сбывались и крашеные вещи. Белую посуду (бельё) можно было купить в любое время года. Посуда продавалась тысячами. Тысяча белых чашек и блюд, в зависимости от величины, стоила от 3 руб. 50 коп.- 5 руб. до 300 руб.

В базарные дни "широких размеров" достигала торговля вином и водкой, дающая продавцам хорошие барыши. Трактирные заведения по базарам всегда были полны посетителями. В Ковернино славились своим прошлым трактиры Василия Дмитриевича Колпашникова (старое здание Ковернинской средней школы № 2), каменный трактир Колпашникова отличался изысканной кухней. Он был знаменит телячьими котлетами. За чистоту, уют, опрятность и обходительность это заведение облюбовала местная интеллигенция.

"Зелёный" деревянный трактир Бодуна (находился на месте "Волго-Телекома"), "Разувай" (двухэтажное деревянное здание на ул. Большой (ул. 50 лет ВЛКСМ, напротив аптеки) славился тем, что торговал с утра до поздней ночи, являлся пристанищем воров-карманников, здесь посетителей иногда обирали до "нитки". Александр Васильевич Дубынин имел пивную и винные погреба.

Питейные дома – трактиры имелись и в Скоробогатовской волости. Мещанка села Скоробогатова Шустова Татьяна Петровна торговала вином и водкой в разлив. Прибыль у неё в разные годы составляла от 42 до 85 руб. Кроме того, она имела в Смыгареве бакалейную лавку, дававшую годовую прибыль от 40 до 150 руб. Винной лавкой в Скоробогатове владел Круглов Иван Моисеевич.

Житель деревни Перехваткино Рябинин Василий Степанович имел винный трактир в Смыгареве с годовым доходом в 600 руб.

Рассказывают, что местные пьяницы закладывали личные вещи, чтобы выпить. Один из жителей Сухоноски закладывал один сапог. Затем, когда находил средства, выкупал его. Бывало и так, что заложенные вещи оставались у трактирщика невыкупленными. Тогда они поступали на свободную продажу.

В торговом селе Хохлома действовали знаменитые трактиры и харчевни М.Петрова, Е. Пигасова, Е. Витушкина.

Развитие подсобных промыслов и торговли - как в самом Ковернине, так и за его пределами - создавало благоприятные условия для развития купеческого сословия.

В середине XIX начале XX столетия в Ковернине насчитывалось более 80 купцов и торговцев. Волостной писарь М.П. Сперанский в своей рукописи указывает, что большинство из них занимались торговлей хлебом, лесом, льном, мануфактурой, галантереей, выработкой кожсырья и торговлей кожаной обувью, рогожным производством и др. Купцы Овсянниковы торговали хлебом, мануфактурой, бакалейными товарами. Наиболее яркий представитель этого клана Степан Тарасович Овсянников, купец I-й гильдии, коммерции – советник.

Газета "Санкт–Петербургские ведомости" № 228 от 20 августа (1 сентября ) 1874 года писала о нём: "…В Ковернино предполагается устроить образцовое двухклассное училище с ремесленным классом. Мысль устройства этого училища принадлежит петербургскому жителю, коммерции – советнику Степану Тарасовичу Овсянникову, уроженцу с. Ковернина. Нужно заметить, что господин Овсянников возымел намерение оказать доброе дело как для жителей Ковернина, так и окрестных селений. При покупке ковернинцами в свою собственность торговой площади, г. Овсянников помог землякам суммою более четырёх тысяч рублей, которую принёс в дар Ковернинскому обществу. Но желая оставить по себе ещё более прочную память, он затеял устроить образцовое училище".

А. Балдин

Продолжение следует

Автор: Администратор сайта

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 615

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика