Версия для слабовидящих |
16+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Ковернинского муниципального округа Нижегородской области

606570, Нижегородская область, п. Ковернино, ул. К. Маркса, д.10
телефон: +7 (83157) 2-13-60; РЕКЛАМА 2-15-81
e-mail: Kovernov@list.ru

Сохранившие веру

"Не та вера свята, которая мучит, а та, которую мучат" (Пословица)

Ковернинский край стал местом, куда бежали раскольники после разорения Даниловского старообрядческого монастыря Олонецкой губернии. Эти были древлеправославные люди, которые не уступили репрессиям Никона и царя, и, призрев казни, расправы, вынуждены были скрываться в Приузолье. Первые переселенцы остановились недалеко от истока реки Узола, в непроходимых лесах. Здесь были основаны деревни Большие и Малые Круты, Шмаки. Основные жители этих поселений - староверы-поморцы из Карелии.

Господь даёт, Господь берёт

Они бросили дом, имущество и ушли, чтобы сохранить старую веру - стойко и непоколебимо. С собой они взяли единственное своё богатство – древлеправославные книги и иконы, которые пришлось хранить и беречь всю жизнь. Все они были сильными борцами за свою веру. "В сердце мы все – аввакумцы" – это девиз каждого старовера-поморца. Уходя в никуда, каждый из них понимал, что Господь даёт и Господь берёт.

Этот народ достоин огромного уважения. Что смогли построить дома, раскорчевать землю, на которой потом растили рожь и лён. В этих условиях они во всём полагались только на себя, каждый был охотник, плотник и рыбак. Лапти сплести, валенки свалять - для них не проблема. Народ крепкий, а кто хорошо делает своё дело, всегда выживает. И правду говорят, судьба человека - в его характере.

Обосновавшись на новом месте, они твёрдо следовали своим духовным канонам. Семьи были большие, но жили дружно, почитали стариков. У старообрядцев строгие законы, они не пьют, не курят и в строгости воспитывают детей, которые с ранних лет вместе с родителями посещали молитвенный дом по праздникам и по воскресеньям. Большое внимание уделялось грамотности. Все дети ходили в церковно-приходскую школу, где обучались закону Божьему, а также писать и читать.

Молитвенный дом женщины посещали в сарафанах, в длинных юбках и кофтах с длинными рукавами. Голову покрывали платком. Мужчины одевались в русские рубахи с поясом или в тёмный кафтан. Все молящиеся должны были иметь лестовку.

Продолжая древние традиции

Пласт богатейшего музыкального наследия древней Руси сохранили староверы и развили древнерусскую певчую традицию. Поморцы-староверы унаследовали из Византии знаменную нотацию. Знаменами называли значки, которыми записывается мелодия, отсюда и обозначение всего типа письма (говорят - петь "по солям").

Староверы подчеркивают, что пение на службе вовсе не обязано быть красивым, для них куда важнее строгость исполнения, чтобы красота мелодии не уводили ум от молитвы. Другая важная составляющая - соборность молитвы, чтобы голос и ум каждого молящего вплетались в эту мелодию и звучали как единый порыв: единых уст и единого сердца.

У древнеправославных людей большая любовь к пению, песням на протяжении всей жизни, во всех жизненных ситуациях. Зимними долгими вечерами девушки собирались в одной избе, чтобы вместе попрясть. Захватив прялку, веретено и шерсть, все усаживаются и прядут. Жужжит бойко в руках веретено, наматывая нитки, а пряхи наперебой рассказывают новости со всей округи. Но вот говорить все устали, и наступила минутка тишины. И тогда лучшая певунья деревни запевает:

Уродилася я, как былинка в поле,

Моя молодость прошла на чужой сторонке,

Где пилила я дрова, там и лес валила.

Уродилась я, девушка красива,

Сколь красива, столь бедна, плохо я одета,

Никто замуж не берёт девушку за это.

Красивый грустный голос девушки все слушают как в забытьи. Каждая думает о своей судьбе, ведь все они такие же, бедные. И от своих сокровенных мыслей душа каждой заполняется щемящей и неизъяснимой грустью. А песня дальше льётся и рассказывает:

Пойду с горя в монастырь, Богу помолюся,

Не создаст ли мне Господь той доли счастливой,

Не полюбит ли меня молодец красивый.

Как у пташки есть гнездо, у волчицы - дети,

У меня, у молодой, никого на свете.

Пойду с горя в монастырь, Богу помолюся,

Не создаст ли мне Господь, той доли счастливой,

Не полюбит ли меня молодец красивый…

Русскую песню - как и русскую душу - нельзя уничтожить, теплится она негасимой свечой в родных глубинках, как лампадка перед иконой, охраняя от недобрых взглядов свою истинную веру, свою культуру. Какая в ней могучесть, исполинская силушка, и, в то же время, открытость! Какая в ней кроется глубина, сокровенность, что вынашивалось и защищалось веками нашими предками…

…В деревне решили устроить вечёрку. Собрались все девки, женщины, подростки. И старушки не удержались, пришли посмотреть на молодых. Пригласили старого деда, который мог играть на балалайке. А что можно попеть под балалайку, ну, конечно же, частушки! Вот только четыре года шла война, и не было никаких гульбин, праздников, забылись все весёлые, задорные куплеты.

Поочередно, сменяя друг друга, запели девушки о победе, о любимых, по которым соскучились. Но вот выскочила молодая вдова, выражая всю свою боль, запела медленно горестную частушку, глубоко скорбя, тяжело переживая личное горе:

Ягодиночку убили

И засыпали песком,

От родителей тихонько

Ревела голоском.

И отозвалось её горе в каждом сердце, кто был здесь, и вырвалось душевным переживанием за родных, которые ещё не пришли с войны, болью за гибель близких и односельчан.

Задушевная подруга,

Листик с яблони упал.

Неужели в самом деле

Милый без вести пропал?

***

Задушевная подруга,

Нет письма от милого.

Видно, пуля долетела

До сердца ретивого…

И заиграла балалайка, и закричала душа, убитая горем, в каждой пропетой строчке! В припевках женщин, кричащих с надрывом, звучали страдания, лишения, тягости и горести, тоска, ненависть к войне. Не выдержали первыми старухи, заревели в голос, а потом и все женщины зарыдали в едином порыве. Выскочили подростки из избы, украдкой вытирая слёзы рукавами. Дряхлый дед вышел и пробормотал: "Вот и погуляли". Сгорбившись, шатаясь, пошёл к своей избе, а в голове у него ещё долго звучал общий рёв женщин…

Причитания – важная часть жизни

Хотелось бы вспомнить ещё и о другом жанре народного искусства – похоронные причитания. Староверы свято верят, что сегодняшняя жизнь - это временное пребывание, а после смерти будет другая, где их ждут все умершие родственники. Причитание было важной частью самой жизни, перехода человека в другую жизнь. Обычно причитальщицами были близкие родственники, но часто звали лучшую в округе. Они не только имели выразительный голос, но и умели оплакивать умерших с особой выразительностью.

Ой вы, братья мои, сестры вы по духу,

Все друзья, вы придите, посмотрите:

Жизнь покончилась моя.

Вы придите, посмотрите, Господь чудо сотворил -

Слетел ангел божий с неба,

Душу с телом разлучил.

Лежит тело без дыханья

И не может говорить.

Вы придите, братья, сестры, моё тело схоронить.

Ой вы, братья, мои сестры, сожалейте надо мной

И земной поклон положьте со святыми упокой…

--------

Отлетела моя матушка,

Оставила жить меня во горюшке!

Придёт-то лето тёплое,

Закукует-то в поле кукушечка,

Загорюю-то я, горька сиротиночка,

Без своей-то родимой матушки…

Причитание - это народная поэзия, был уникален каждый плач. Вот около гроба стоят дети, рядом с ними, опустив голову, стоит отец. Пришли родственники, все деревенские на похороны. Все молчат, кто-то вздыхает. И вдруг завыла, заохала плакальщица, в каждом её слове безутешное горе по умершему человеку. Она передаёт просьбы, наказы, заклинания, извинения, сетования на судьбу от лица всех присутствующих. И заревели дети и отец, почувствовав неизбежность грядущего горя и тоски. И все, кто рядом, тоже плачут, всхлипывают, охают.

Сила – в единстве

В чём сила у староверов? Наверное, в единстве. Жить в мире друг с другом, помогать. Быть как одно целое в семье, с родственниками, в общине. Уметь радоваться соседскому счастью и поддержать в беде и горе. Плечом к плечу переживать все невзгоды и печали в деревне, делиться всем с родными и соседями, отдать последний кусок нищему.

Милостыня должны быть тайной, рано утром оставляли они у колодца хлеб, спички, соль, лук, веруя, что Бог всё видит. Грех, если с нищим, нуждающимся не поделить свой последний кусок хлеба и не оставить переночевать. А за день в войну их проходили толпы.

Каким сильным духом нужно обладать, чтобы не обозлиться на весь мир, который обижает, унижает… Уметь всё простить, всех понять. И быть в беде и радости со своим народом. Встать плечом к плечу в одной смертельной схватке, чтобы защитить Отечество.

А верующие потомки сохранили верность религии даже в стране атеистов. Староверы легли мостом между прошлым и будущим, между ХVII и ХХ веками. В самых невероятных испытаниях они сохранили человеческое достоинство и донесли в сегодняшний день бесценные зёрна русской православной культуры. Наш светлый долг - принять этот дар в чистые руки и не загубить в сегодняшнем безвременьи.

"Господи, услышь детей своих, не дай угаснуть огню веры".

Автор Н. Красильникова

Фото из семейного архива и открытых источников

Автор: Администратор сайта

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 777

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика