Мокша! Это река, текущая вдоль территории города или это город, стоящий на реке, как кому угодно будет сказать и показать гостям Краснослободска?! Так было в старые добрые времена, когда она была еще главной водной артерией, важной транспортной магистралью и основным источником пресной воды для города, превосходным местом промысла рыбы в уезде. Глядя на фотографии 19 и 20 веков, становится понятно, насколько зарос ландшафт и все окружающие территории когда-то судоходной реки. Мокша не только обмелела до неузнаваемости, но и поросла травой, кустарником, "забилась" мусором… Любой старожил скажет, что есть, с чем сравнивать, помнит, в каком состоянии была Мокша еще 15 лет назад. Тогда и сейчас - это небо и земля. Река обмельчала, стала грязной, улов – скудный (хотя, по словам специалистов и сейчас в ней обитают около 35 видов рыбы). Что становится очевидным особенно после каждого половодья - все кусты в пакетах и мешках, бутылках. Местами на Мокше – "курице по колено", особенно вдоль села Заречное. Поэтому большая вода и заворачивает на повороте по склону, нанося серьезный урон строениям местных жителей с улицы Красная Подгора города и Старозубаревского сельского поселения. Именно эти краснослободчане и трубили во всеуслышание о необходимости расчистки русла реки. И такой их призыв о необходимости улучшения экологической ситуации недавно был услышан на самом верху.
Впервые работа по санитарной очистке рек от водной растительности с приведением в порядок берегов началась в Мордовии только в последние годы. Расчистка русла, в том числе Мокши, от ила, песка и других отложений для создания оптимального водного режима позволит предотвратить затопление жилых районов во время паводков. И все благодаря национальному проекту "Экология". Его претворению в жизнь у нас изначально предшествовало обследование береговой линии и русла Мокши. Затем первоочередные меры продолжились в деле подготовки проектно-сметной документации работ по очистке реки, запланированных на 2021-2022 годы. На расчистку русла реки в Краснослободском районе выделено из федерального бюджета порядка 37 миллионов рублей. Работы законтрактованы, выиграл подрядчик ООО "Стройвест". Эта рязанская организация работает на водоемах по всей стране. Поле деятельности – очистка русел рек, углубление дна, строительство и ремонт гидротехнических сооружений. В Мордовии она работает на Мокше (соседние районы). Техника серьезная: на широких гусеницах болотные экскаваторы, не боящиеся погружения на дно. Работают опытные механизаторы. Объект их деятельности у нас можно узнать из рекламных щитов, стоящих вдоль побережья – "Расчистка участка русла реки Мокша на территории Старозубаревского сельского поселения". Как заявлено, только в Краснослободском районе изменения ощутят на себе около 10000 человек. В результате работы этих мелиораторов на протяжении пяти километров Мокши будет поэтапно улучшена не только гидрографическая сеть. Прежде всего - экологические условия.
Как в рамках нацпроекта идет реабилитация водного объекта, мы на месте увидели в последних числах августа, когда еще стояла жара после долгих месяцев засушливого лета. Искать опорный пункт долго не пришлось. Гул экскаваторов и длинные трубы на побережье сориентировали нас. Всю весну и лето работники "Стройвеста", по согласованию с местными властями и сетевиками разбивали семь карт для донных отложений. По словам производителя работ С.В.Саушкина, они делались с учетом того, как расположены на местности жилые дома, сделана инфраструктура, то есть чтобы никому не помешали. В июне были запущены первые земснаряды, установленные на ковшах двух экскаваторов. Один из них шел на понтоне, другой, где было совсем мелко, на гусеничном ходу. Как мы поняли, все пять километров реки поделены на участки с определенной глубиной. Где находились, она в центре не превышала местами и 2,5 метра. Задача механизаторов – привести русло в соответствии с проектом. Земснарядами они убирали помехи на пути – ветки деревьев, донные отложения. За 3,5 месяца экскаваторщики с земснарядами преодолели путь по воде 1,5-2 километров. Но работы на реке, благодаря сухой погоде, активно продолжались. Как сказал прораб Сергей Валерьевич, забегая вперед, будет и рекультивация карт – выравнивание и закрытие их плодородным слоем. В любом случае, работники организации облагородят – рекультивируют за собой побережье. Там, где были технологические проезды на реку, уборка кустов и веток, могут быть созданы пляжи. На финише работ в 2022 году (сроки объекта – 31.03.2021-31.12.2022) планируется и зарыбление реки. Но об этом расскажем по факту. А пока уже сегодня местами мы не узнали ландшафт. Лощина побережья на одной из карт была довольно высоко засыпана песком, илом с мелкими ракушками чуть ли не вровень с дорогой. Запах тины бил в нос. Сложно было сказать, сколько сотен или тысяч тонн ила и песка перекачено на берег из воды. Происходящее на ней нас несколько обескуражило, может оттого, что хотели увидеть несколько другую картину – земснаряд в виде плывущего "корабля". Но он работает только там, где глубина от 1,5 метров, таково его посадочное дно. И его мы увидим лишь по ту сторону моста только в сентябре. А пока экскаваторы легко и быстро передвигались по твердому дну Мокши, как по асфальту (на участке между Старым Зубаревым и Заречным). Даже гусеницы были над водой. Механизаторы "ковыряли" ковшом дно, отправляя на берег песок. В чем "фишка" таких работ нам рассказал руководитель ООО "Стройвест" Д.Ф.Слободенко.
- Сегодня так совпало с вашим приездом на место, я приехал проверять качество работ своих механизаторов, - говорил Диниил Федорович. – Река Мокша, которую мы чистим, у нас разбита на участки, определенные по расстоянию и пикетам. Сейчас мы спускаемся вниз по течению, убираем все, что препятствует в момент паводка прохождению вод. В отдельных местах мы чистим дно только там, где не допустимые глубины. Максимальная глубина, где нам приходится чистить – это 40-50 сантиметров мы снимаем. В основном, это острова, что мешают работать и в целом прохождению воды. Нами обнаружены их уже два: их вынесли за территорию речки. Они похоронены, так скажем, в специальных картах намыва. Это ковшом, экскаваторами, бревнами, разными земснарядами, размывами и всеми способами, какие позволяют технологии, мы вытащили эти два подводных острова на берег. Вниз по течению у нас впереди еще один полуостров до моста, а потом самый большущий остров, уже надводный, что нам предстоит убирать. Все эти препятствия уже обследовали и "записали" на бумаге проектировщики. Они сделали расчеты: что может быть подтопления, заторы, различный ледоход встать и разлив пойдет более, чем река позволяет... На мой взгляд, проект сделан добротно.
- Местные жители считают, что вы слишком мелко копаете? – спросили мы директора фирмы.
- Перед нами не стояла задача реку углублять, - ответил Д.Ф.Слободенко. – Здесь не будет судоходства или не пойдут корабли, большие катера. Некоторые люди думают, что мы пришли здесь углублять дно – нет! Древесно-кустарниковую растительность, что в воде - мы убираем, а вот ту, что на берегу – оставляем. Этого нет в проекте. Так что мы кустарников не касаемся. Это вообще-то и запрещено по нормативу жизнедеятельности рек. Корневая система кустарников – вербы, что растут по берегам реки, способствуют удерживанию, чтобы их не размывало. К слову, многие реки страдают от неимения вербы. Вымываются целые омуты и получается обмеление. И таких участков много и на Мокше. Но там, мы сейчас работаем, этого нет. Поэтому берега мы не трогаем – идем по фарватеру: 20 метров шириной, края не трогаем, мы прослеживаем все, что встречается нам на пути, обязаны убрать на глубину не меньше метра. Для этого есть спецконтроль: приезжают, смотрят, замеряют специальными линейками и приборами, в том числе эхолотами. Они двигаются за нами вслед для того, чтобы убедиться – вдруг паводок, и будет ли способна река все пропустить через себя, и не возникнет ли подтопления на этих участках деревни и сел округи. Ту работу, основывающуюся на подписанном контракте и проекте, сделанными локальными участками, исполняем. Например, на этом участке более одного километра, делаем одну работу. Далее у нас участок, протяженностью 800 метров, там уже несколько другой фронт работ. Всего у нас девять участков, которые мы должны прочистить.
- Интересно, Диниил Федорович, что находите в воде, какие распространенные помехи в работе? – спросили мы главного подрядчика.
- В основном, это бревна и ветки. Благодаря их уборке больше не будут образовываться острова, потому что обычно дерево зацепляется, и через несколько лет вокруг него намывается остров. Наша задача – провести ревизию и убрать помехи по дну: никакие бревна не должны торчать. На самом деле их здесь нет, в основном ветки и кустарники.
- А мореный дуб нашли?
- Я еще не встретил ни одного, хотя все только и спрашивают о нем! Говорят, что он залегает намного глубже, чем работаем, мы ведь глубину не берем. В институте мореного дуба в Саранске спросил, мне ответили, что он лежит отдельными участками на глубине 10 метров. Где и чего – у них есть целая карта. Нас это не интересует. Работаем строго по проекту, по размерам и пикетам. Проверяет нас Торгово-промышленная палата из Саранска, Стройконтроль, а также сам заказчик – министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования РМ. Еженедельно! В частности, каждый вторник или четверг, когда им удобнее, приезжают проверяющие. Так что готовы встретить не только вас, журналистов, но и проверяющих с Москвы. Надеемся, что задача нами будет выполнена в срок. Мы идем по графику составленных работ, который подписывается заказчиком. Он ведет за нами строгий контроль, больше напуганных не исполняющих моментов. Мы это видим, чувствуем на себе какое-то административное давление. Но, на самом деле, здесь дело знакомое, понятное, надо работать, проходить весь путь. Людям всем передайте, что волноваться не надо, здесь нет никакого национального достояния в виде мореного дуба, а одна верба, которая попадала и во время паводка приплыла, создавала острова и мешает работе. В дополнение добавлю по принесенным неудобствам местным жителям. В сезон мы старались не мешать купанию населения. Сейчас будем активно работать до того момента, когда лед не встанет на пути, то есть включительно до 15 декабря. В следующем году после паводка у нас работы продолжатся, но уже небольшими участками. На береговой линии карты, которые строго рассчитаны, продолжат заполняться, на которые будут вымываться или вывозиться песок с островов. Потом займемся выравниванием грунта.
Светлана РЕПНИКОВА.