Какие решения могут быть найдены, чтобы как можно максимально снизить их актуальность. Одно из таких решений было озвучено более двух десятилетий назад - необходимо научить людей жить и работать в согласии с окружающей средой. Как этого достичь? Прежде всего, найти более качественные подходы в сложившейся в школьной практике системе экологического образования и воспитания. Вот он основной ориентир в решении экологических проблем – именно такую мысль вы-
сказывают сегодня ученые, педагоги, методисты, практики. Чему, а вернее как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений в нем? Именно экологическое
образование обеспечивает формирование у учащихся ответственного отношения к природе, если в едином педагогическом процессе оказываются взаимосвязанными обучение, внеклассная воспитательная работа и общественнополезная деятельность по исследованию и охране родного края. Эта тема стала основной в ходе прошедшего в районе областного семинара "Экологическая
составляющая предметов школьного курса". Прошел семинар на базе основной общеобразовательной школы п. Семенной. Место проведения было выбрано не случайно. В первую
очередь, школа находится на территории старейшей селекционно – опытной станции, где на протяжении десятилетий сложились тесные взаимоотношения между коллективом школы и учеными. Именно на базе школы более двадцати лет назад был создан первый в районе экологический театр, а затем разработана и введена в школьный курс программа экологического
образования. Вдохновителем этого непростого обучающего процесса является директор школы Наталья Лебедева. Сегодня в области по программе экологического образования работает лишь шесть школ, в их числе и школа п. Семенной. На семинаре педагоги школы продемонстрировали на практике, каких результатов они достигли в системе экологического образования и воспитания. В
работе семинара приняли участие руководитель эколого-эстетической школы г. Саратова Е.В.
Акифьева, директор этнографического музея О.Н. Вернова, директор экологической библиотеки г. Саратова Т.В. Вознюк, педагоги из Саратова, Питерского, Советского и Краснокутского районов.
Истоки экологической культуры берут свое начало в многовековом опыте народа – в традициях бережного отношения к природе, природным богатствам родной земли. В глубокой древности наши предки хорошо знали природу, взаимосвязь живых организмов с окружающей средой. Ученые
давно установили, что человек всецело зависит от природных ресурсов, погодных условий, от стихий. В процессе общения с природой, постигая ее закономерности, люди постепенно устанавливали нормы и правила поведения в природе. Они понимали, что, разрушая природу, человек уничтожает свое будущее. Но вековые традиции, когда из поколения в поколение
передавались накопленные знания и умения, постепенно утрачивали первостепенное значение. И наше отношение к природе, восприятие природных явлений размывались, мы, представители, как говорят, технологической современности, утратили изначальное отношение к миру, строившееся на
таких фундаментальных основах, как труд, бережное отношение к природе, любовь к родной земле, на сохранении среды обитания и всего живого на земле. Поэтому возрождение народной традиции сегодня – важнейшая и благородная задача педагогической науки и практики. Как это удается воплотить в современном школьном образовании, продемонстрировали педагоги школы п. Семенной. Как отметили все присутствующие, задачу формирования экологической культуры
у учащихся в этой школе решают путем органического включения экологического аспекта в общее образование. И этот аспект затрагивает практически все школьные предметы. Участники областного семинара побывали на уроках в начальной школе (преподаватель С.М. Петрова), уроке русского языка в 5 классе (преподаватель М.Н. Терехова), английского языка в 4 классе (Дементьева
В.В), химии в 8 классе (Панасова Ю.Ю.), физики в 9 классе (Тихонова Н.Н.). Увы, побывать корреспонденту на всех уроках было невозможно. Но, как оказалось, элементы экологического образования вполне вживаются в каждый предмет, в том числе и в преподавание физической культуры. Это продемонстрировал на своем уроке преподаватель физкультуры С.С. Лебедев. А
урок он назвал так "Лазанье по гимнастической стенке. Лазанье по платунски. Полет на планету Ялмез (прочтите это слово наоборот)". Так уж сложилось, что сама заканчивала школу в п. Семенном 26 лет назад. И педагоги, которые сегодня с успехом внедряют новые образовательные элементы, обучали и меня с одноклассниками, но чтоб, к примеру, на уроках физкультуры мы еще применяли свои знания по географии и биологии, такого, не скрою, не было. Когда следила на семинаре за успехами своих бывших педагогов, в голове крутилась одна мысль, как далеко
шагнуло школьное образование за двадцать с лишним лет. После показательных уроков продемонстрировали внеклассное мероприятие "Экологический калейдоскоп" (преподаватели Е.Г. Асанова и З.В. Романова). Вот где была свобода творчества и демонстрация талантов. Песни, танцы, стихи… Но непременно в каждом выступлении демонстрация основного направления, по которому идет школа, – экологического. На семинаре свои стихи читала и директора школы п. Семенной Наталья Лебедева. Она пишет давно, но большому читательскому кругу свои произведения не читает. "Могут не до конца понять меня, - говорит Наталья Александровна, - поэтому читаю свои произведения только единомышленникам". ...Что такое медицинское
образование? В самом общем виде, это получение знаний и умений, позволяющих лечить людей. Педагогическое образование позволяет эффективно обучать людей. А экологическое? Ученые и педагоги сводятся к такому определению, что экологическое образование – это получение знаний
об экологических закономерностях, что позволяет сократить ущерб живой природе при хозяйственной деятельности людей. В наше время это имеет очень важное значение. Любой человек, получивший хотя бы минимальное экологическое образование, способен организовать
свои действия так, чтобы уменьшить или даже исключить этот ущерб. Неважно, что он будет
делать конкретно. Может быть, это директор завода, который будет уделять важное значение очистным фильтрам на своем предприятии. Или это космонавт, который возвращает мусор
с орбиты, чтобы не захламлять космос. Фермер, который сохраняет перелески от распахивания, чтобы гнездящиеся там птицы уничтожали вредителей. Посетитель леса, следящий, чтобы в окурке не оставалось даже малейшей искры. Вот эти знания и несет экологическое образование, давая нашим детям уникальную возможность учиться у природы и жить с ней в полной гармонии. В заключении мероприятия Благодарственные письма от Саратовского института повышения
квалификации учителей за популяризацию экологических знаний, воспитание грамотных защитников окружающей среды были вручены заместителю главы администрации района, начальнику
управления образования Н.В. Белоусовой и директору школы п. Семенной Н.А. Лебедевой. Коллектив школы п. Семенной выражает огромную благодарность родителям за подготовку и проведение семинара и В.В. Кортелю, депутату районного Собрания депутатов, за финансовую поддержку.