Религиозный праздник Преображение Господне, в народе именуемый как Яблочный спас, как-то по особенному близок и понятен нам. В этот день в церкви освящают яблоки, и вся она наполнена их нежным, стойким ароматом.
Освящение яблок – знак того, что не съевшие ни одного яблочка до 19 августа на земле, дают право своим ушедшим родственникам вдоволь полакомиться душистыми сладкими плодами. Яблоко, по Библии, стало причиной изгнания Богом из Рая Адама и Евы. Это они, нарушив запрет Бога не есть плодов с дерева познания, послушались змея-искусителя и навек потеряли Эдем. Но взамен беспечности они получили земную жизнь со всеми ее радостями и горестями. В фольклоре яблоко олицетворяет некую сущность, стилистика которой многомерна. Вспомните пословицы: "Яблоко от яблони не далеко падает", "Дерево (яблоню) узнают по плодам, а человека по делам". Яблочко золотое, наливное встречается во многих сказках. Катится яблочко по блюдечку – и открывается картина того, что происходит за сотни километров. Это атрибут колдовства и Бабы-Яги, и Елены Премудрой. Яблочко указывает дорогу Иванушке, Ивану-царевичу. Как и клубочек, оно играет роль путеводителя, навигатора. Яблонька угощает яблочками и Машеньку, и Ванечку, и купца-красавца. Молодильные яблоки возвращают молодость и красоту, золотыми яблочками угощается в сказке Жар-птица. Только А.С. Пушкин позволяет себе нарисовать злую царицу, которая напитала яблоко ядом. Ну, там соперничество бессердечной мачехи с добронравной падчерицей. И яблоко красивое – атрибут отравления: нельзя устоять перед его ароматом и вкусом. Конечно, Пушкин накажет отравительницу, но сама сказка разделит судьбу юной царевны на "до" и "после" именно яблоком. Яблоко будет причиной раздора богов (но это в греческой мифологии). Случилось это так. Внук Зевса – прекрасный и могучий Пелей – женится на морской богине Фетиде, но во время пира богиня раздора Эрида бросает яблоко с надписью "прекраснейшей". Гера, Афина и Афродита ведут спор: кто красивее? Парис решает отдать яблоко Афродите. Недовольные решением Париса Афина и Гера развязывают Троянскую войну. В своей повседневной речи мы говорим нередко: "яблоко от яблоньки", "яблоко раздора", "куда яблоко покатиться". Воспели красоту яблок И. Бунин "Антоновские яблоки", Ч. Айтматов "Красное яблоко", В Солоухин "Яблоко". Для них оно – предмет поэтизации мира, а для нас – один из лучших фруктов, которыми угощает нас земля наша.