Лето подходит к своей золотой середине. Это начало конца беззаботной жизни родителей и детей. Очень скоро ученики пойдут в школу и сядут за парты. Для них учеба - это труд, требующий много сил, внимания, энергии и здоровья. Следовательно, взрослым необходимо подумать, какие условия необходимо создать для учебы, чтобы этот труд приносил радость. Ко многим проблемам, которые необходимо решить накануне нового учебного года, относится проблема приобретения ребенку одежды для школы. Сегодня многие образовательные учреждения ставят родителей перед необходимостью приобретения единой школьной формы.
Кого-то из родителей это радует, кого-то пугает. Согласно приказу минобразования Саратовской области № 1457 от 21 мая 2013 года "Об установлении требований к одежде обучающихся образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы" на территории всей области с нового учебного года во всех школах вводится единая форма.
Сегодня педагоги и родители постоянно ведут оживленные дискуссии на эту тему. Надо ли ждать возвращения белых фартуков и синих пиджаков? Вовсе нет. Вот что предлагает минобрнауки: "Общеобразовательные организации вправе устанавливать следующие виды одежды обучающихся:
повседневная одежда; парадная одежда; спортивная одежда...
Для мальчиков и юношей парадная школьная одежда состоит из повседневной школьной одежды, дополненной светлой сорочкой или праздничным аксессуаром. Для девочек и девушек парадная школьная одежда состоит из повседневной школьной одежды, дополненной светлой блузкой или праздничным аксессуаром. Спортивная одежда используется обучающимися на занятиях физической культурой и спортом. Одежда обучающихся может иметь отличительные знаки образовательной организации (класса, параллели классов): эмблемы, нашивки, значки, галстуки и так далее".
Как видим, никаких жестких единых требований к цвету и комплекту одежды не предъявляется. Единственное, что подчеркивается особо, - внешний вид и одежда школьников должны соответствовать принятым в обществе нормам делового стиля и носить светский характер. Также
министерство не рекомендует носить в школе одежду, обувь и аксессуары "с травмирующей фурнитурой, символикой асоциальных неформальных молодежных объединений, а также пропагандирующие психоактивные вещества и противоправное поведение". И самое важное - "общий вид одежды обучающихся, ее цвет, фасон определяются органом государственно-общественного управления образовательной организации (советом школы, родительским комитетом, классным, общешкольным родительским собранием, попечительским советом и другими). Можно надеяться, что навязывать ту или иную форму "сверху" не будут. Есть и еще один значительный момент - цена.
В среднем комплект школьной формы из трех вещей: юбка или брюки, блузка или рубашка и жилет из натуральных тканей стоит около четырех тысяч рублей. А тем временем, потратить на школьную форму для своего ребенка более полутора тысяч рублей, к сожалению, пока может лишь 12 процентов населения. Поэтому решение о введении требований к одежде в школе должно приниматься всеми участниками образовательного процесса и учитывать материальные затраты малообеспеченных и многодетных семей.
Если озвучивать положительные аспекты введения школьной формы, то среди главных преимуществ выделяют следующие: она важна для школьников начальных классов, они воспринимают ее как символ взрослой жизни, она призывает их быть внимательными, ответственными, и ребята прилежно учатся, форма делает учеников средних и старших классов
более дисциплинированными, они не могут одеть мини-юбку, майку или джинсы в школу. Им прививается мысль, что в школу они ходят учиться, а не демонстрировать себя. Доказано, что в школах, где введена форма, школьники меньше отвлекаются на сверстников, меньше уделяют внимания обновкам, а думают об учебе. Все равны - мальчики, девочки, богатые и бедные. Форма помогает детям не стесняться, например, своей не модной одежды из-за дорогих нарядов сверстников. Они могут просто спокойно учиться на равных. Также школьная форма помогает родителям ответить на главный вопрос - "во что же одеть ребенка сегодня в школу?". Они просто покупают форму и не знают никаких проблем.
Несмотря на многочисленные плюсы введения формы в школах, есть немало тех, кто выдвигает аргументы против школьной формы. По их мнению, внешнее единообразие препятствует развитию в детях творческого начала и индивидуализма. Родители часто высказываются против школьной формы по той причине, что ее покупка сказывается отрицательно на семейном бюджете, ведь в детском гардеробе должна быть еще и повседневная одежда. Сами школьники чаще всего также выступают против школьной формы. Несмотря на то, что разработчики говорят об удобстве такой одежды, дети считают, что школьная форма стесняет их движения. К примеру, ношение пиджака может причинить мальчикам неудобства при ответе у доски, поскольку этот предмет одежды очень
легко запачкать мелом, а вот высоко поднять руку, чтобы написать на доске заголовок, будет сложно.
Еще один важный аргумент против школьной формы, который высказывают учащиеся, заключается в навязывании стиля взрослыми. Ведь каждый ребенок - это личность, желающая выразить себя. Школьная форма не дает такой возможности.