К таким выводам пришли эксперты Общероссийского народного фронта (ОНФ) по результатам опроса школьников в регионах. Как отмечают эксперты ОНФ, необходимо продолжать поиски новых форм гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения, чтобы дети смогли достичь высоких результатов, были готовы к продолжению образования и к самостоятельной жизни в постоянно изменяющихся условиях.
Результаты мониторинга, проведенного ОНФ в ноябре прошлого года при участии более 1,3 тыс. учащихся в возрасте от 13 до 18 лет из 81 субъекта РФ, показали, что почти 22% опрошенных внимательно следят за тем, что происходит в стране, еще около 21% указали, что следят за развитием событий в целом. Около 13% респондентов сообщили, что знают о происходящем преимущественно по громким скандалам с арестами, коррупцией, резонансным заявлениям чиновников и бизнесменов. Случайно узнают новости или обращают внимание, когда об этом говорят вокруг, более 22%.
Как показал опрос, патриотами считают себя 72% опрошенных школьников. Они отметили, что патриотизм для них проявляется прежде всего в любви к своей стране, гордости за нее (75% от общего числа назвавших себя патриотами); в знании истории, гимна (56%); в готовности защищать Родину (49%); в сохранении исторической памяти, участии в памятных мероприятиях (25%); в воспитании патриотизма в своих детях (23%); в нежелании уезжать из России (19%); в поддержке российских спортсменов, деятелей культуры (18%); в проявлении активной гражданской позиции в конкретных делах (15,5%).
"Молодежь считает, что патриотизм — это в первую очередь гордость за свою страну. Именно поэтому так важны встречи с людьми, которые заслужили уважение в обществе, которые ежедневно доказывают свою позицию и рассказывают о том, какой сложный выбор им приходится делать, помогают молодому поколению увидеть, что им есть чем гордиться", – считает член Центрального штаба Общероссийского народного фронта, зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина.
По ее мнению, молодым людям важно принимать участие в решении серьезных вопросов. При этом с детьми зачастую не говорят о процессах, которые происходят в производстве, науке, геополитике, о том, как происходит принятие решений в этих сферах. Можно и нужно обсуждать социально-экономическую ситуацию в стране. "Для этого необходимо создавать пространства для детей, где они могут участвовать в дискуссиях на актуальные темы, отстаивать свою точку зрения. Успешность этих мероприятий во многом зависит от участия в них взрослых, которые на своем примере покажут, что значит нести ответственность перед своей страной", – сказала Духанина.
Народный фронт уже ведет системную работу по организации воспитательных и образовательных акций в школе. В регионах активно реализуются основные патриотические проекты и акции ОНФ "Урок Победы – Бессмертный полк", "Имя героя – школе" и "Сохрани Вечные огни", которые нацелены на просвещение молодежи в области военной истории страны, региона и народа. По инициативе Народного фронта в школах страны 1 сентября прошел урок "Россия, устремленная в будущее".
В акции ОНФ приняли участие Герои Советского Союза и России, известные спортсмены, представители органов власти. Они поделились с ребятами своим жизненным опытом и секретами успеха. Сами школьники главными авторитетами для себя называют актеров, представителей искусства и культуры (18%). Для 11% такими образцами являются спортсмены, для 6% – ученые, для 4% – политики. Еще около 6% назвали авторитетами друзей и одноклассников, 5% – своих педагогов, а почти 18% – членов своей семьи.
Стоит отметить, что почти треть опрошенных не видят авторитетов ни в медийной среде, ни рядом с собой. Информацию о политической, экономической жизни страны большинство школьников берут из соцсетей и телевидения (по 60%); 47% – из новостных порталов; 25% – узнают от родственников и друзей; по 23% указали в качестве источников родителей и школу; более 14% – газеты и журналы; 8% – радио.
В выражении гражданской позиции школьники отдают предпочтение конкретным делам: 30% уже состоят в органах школьного самоуправления, еще 18% хотели бы присоединиться к этой деятельности; 26% занимаются волонтерской деятельностью; 27% планируют вступить в ряды волонтеров; 17% ребят участвовали в работе молодежных парламентов и советов, еще 17% хотели бы получить такой опыт; 12% участвовали в проектах общественных организаций. Наименее популярной активностью оказались акции протеста – в них принимали участие 9% опрошенных.
"Принимая участие в молодежных форумах, патриотических конкурсах и акциях, ребята не только учатся быть гражданами своей страны, но и понимают, что могут повлиять на жизнь общества, в котором живут. Сегодня педагогическому обществу, родителям и органам власти необходимо продолжать поиски новых форм гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения. Только благодаря их эффективному партнерскому взаимодействию, дети смогут достичь высоких результатов, будут готовы к продолжению образования и к самостоятельной жизни в постоянно изменяющихся условиях", – заключила Духанина.