Как объединить эти две противоположности? Как сделать так, чтобы учеба была не в тягость, а в радость? Ответы на эти вопросы нашли в Абанской школе № 3, где 25 января был открыт первый в районе интерактивный музей науки "ЛабораториУМ".
Напомним, что инициативная группа педагогов, в которую вошли Н.Я. Миллер, О.Т. Тимофеева, Т.А. Гринкевич, Н.В. Сергиенко, под руководством Н.П. Путинцевой и М.А. Печенкиной разработала необычный проект, который принял участие во Всероссийском грантовом конкурсе "Территория образовательных проектов – Школа" ("ТОП – Школа"). В конце августа 2017 года были объявлены результаты. Из 248 проектов, представленных сельскими школами, "ЛабораториУМ" занял второе место. Грант на его реализацию в размере 956 тысяч рублей был предоставлен организатором конкурса – некоммерческим фондом "Рыбаков фонд".
В течение четырех месяцев приобреталось необходимое оборудование и подготавливалось образовательное пространство. Параллельно с этой работой были разработаны курсы внеурочной деятельности, отвечающие требованиям ФГОС.
Наконец настал знаменательный для школы день. Несмотря на мороз, в фойе на втором этаже собрались почти три десятка учеников. Всем поскорее хотелось побывать в необычном музее. Но организаторы праздника решили, что ребятам будет интересно самим попробовать себя в роли начинающих ученых и познакомиться с некоторым оборудованием.
Учащиеся, предварительно разделившись на группы, отправились по различным станциям, где за выполненные задания они получали жетоны. На станции "Электромир" юным физикам необходимо было построить по схемам электрические цепи. Если все было сделано правильно, в конце работы должна была загореться заветная лампочка. Многим пришлось изрядно попыхтеть, ведь невнимательность и рассеянность плохо сказывались на результате.
На станции "Робомир" ребята знакомились с робототехникой. Здесь им предстояло собрать и запрограммировать простые модели LEGO через приложения в планшете. Сколько было эмоций, когда все роботы были выстроены в ряд для участия в общей гонке. Капитаны команд при помощи мини-компьютеров управляли своими пластмассовыми "конями", стремясь прийти первыми.
В мир 3D можно было окунуться на следующей станции. Каждый желающий мог попробовать себя в изобразительном искусстве при помощи 3D ручки. Этим инструментом можно рисовать в воздухе. Волшебство, подумает кто-то, но нет, это всего-навсего очередной гаджет. 3D ручка заправляется пластиковой нитью, которая под воздействием температуры расплавляется и выдавливается наружу. Из этого пластика и создаются шедевры. После остывания их можно взять в руки, только очень аккуратно, потому что они могут быть хрупкими.
На станции "Микромир" ребята познакомились с необычными микроскопами. Все мы привыкли к тому, что в микроскоп мы можем увидеть только продольный или поперечный срез исследуемого предмета. Сейчас это в прошлом. При помощи стереомикроскопа мы можем рассматривать предметы с объемным восприятием. А USB-микроскоп подключается к ноутбуку и воспроизводит картинку на экране компьютера, которую можно при необходимости увеличить или уменьшить.
После плодотворной и напряженной работы пришло время подсчитать жетоны. По итогам победителями оказались сразу две команды. Их ребятам и было предоставлено право разрезать заветную ленточку: всем уже не терпелось переступить порог "ЛабораториУМа". Зайдя вовнутрь, все – и взрослые, и дети – просто ахнули! Перед ними предстал отдельный кабинет, оборудованный по последнему слову техники.
Кроме перечисленного выше, в школе теперь есть свой 3D принтер, с помощью которого уже был создан первый сувенир – собака из пластика. Сейчас на нем печатаются объемные детали для изготовления настенных часов в кабинет. Не меньшее впечатление произвел интерактивный стол. Он напоминает большой планшет, на котором с помощью специальных программ сразу до восьми человек могут выполнять различные задания.
Также здесь есть профильная лаборатория по химии, до отказа наполненная колбами самых разных видов, большим количеством цифровых датчиков и многим другим. Химическая лаборатория "Пчелка" позволит ребятам проводить экспресс-контроль химических загрязнений окружающей среды – воздуха, воды и почвы, что очень актуально в наше время, учитывая экологическую ситуацию в современном мире.
Цифровая полевая биологическая лаборатория представляет собой набор датчиков, препаратов и оборудования плюс программное обеспечение для наблюдений за живыми организмами в среде их обитания. С помощью датчиков можно провести замеры различных величин, затем полученные данные регистрируются в программе, которая их анализирует и выдает в виде графиков и диаграмм и позволяет вести дневники.
Благодаря большому набору для начальной школы для опытов по химии и физике, ребята смогут самостоятельно проводить красочные и интересные опыты, а также познакомятся с удивительным миром электроники. Естественно-научная лаборатория научит малышей условиям равновесия, свойствам воздуха, расскажет, что такое атмосферное давление и вакуум, температура и осадки, сила выталкивания и многое другое.
Весь музей разделен на зоны. Лекториум оборудован проектором, мобильной маркерно-меловой доской и ноутбуком. Есть три зоны для индивидуальной и групповой работы. Первая оснащена ноутбуками, вторая снабжена удобными кресло-мешками и столиком для записей, в третьей имеется ковровое покрытие, чтобы малышам было удобнее работать с робототехникой на полу и диванчиках. Вся мебель мобильная и может передвигаться по кабинету. Также в музей приобретено многофункциональное устройство (сканер, принтер, ксерокс). Не забыли и про расходные материалы для работы.
"ЛабораториУМ" предназначен в первую очередь для организации исследовательских работ учащихся. С помощью него ребята получат большую возможность выступить в научно-практических конференциях районного, краевого, а может быть, и всероссийского уровня. Также здесь будут проводиться уроки, которые теперь можно сделать интересными и незабываемыми. Будем надеяться, что в будущем подобные музеи появятся и в других школах района. Поэтому думайте, творите, побеждайте!