А теперь, уважаемые читатели, представьте совершенно иную картину. Вам на мобильный телефон внезапно приходит сообщение о списании всех имеющихся на банковской карте денежных средств! Неприятно, не правда ли? А ведь некоторым жителям нашего района уже пришлось побывать в такой ситуации.
Это связано с тем, что в Абанском районе в последнее время участились случаи телефонного и интернет-мошенничества. К сожалению, все больше граждан поддаются на хитрые уловки преступников. В связи с этим мы встретились с исполняющим обязанности начальника МО МВД России "Абанский" подполковником полиции Геннадием Николаевичем Рукосуевым и попросили объяснить, как избежать нежелательных контактов с такими преступными элементами.
– Для того чтобы не стать жертвами мошенников, необходимо соблюдать всего три простых правила, – рассказывает Геннадий Николаевич. – Не переводить денежные средства со своей карты незнакомым лицам. Не передавать посторонним данные о своих банковских картах, в особенности пин-коды. И наконец, не осуществлять предоплату для получения "выигранных" призов и товаров из интернет-магазинов.
В 2017 году в МО МВД России "Абанский" поступило 10 заявлений о мошенничестве с использованием мобильного телефона, интернета и банкомата. Действовали по двум схемам. В первом случае на мобильный телефон приходит СМС с текстом "Ваша карта заблокирована. Информация по следующему номеру телефона". Позвонив по этому номеру, жертва связывается с мошенником, который, представившись сотрудником службы безопасности банка, предлагает совершить некие манипуляции с использованием банкомата или просит озвучить персональную информацию банковской карты: пин-код, номер, код безопасности и приходящие электронные пароли смс-сообщениями. Используя эти данные, злоумышленники легко похищают со счета деньги.
Так, в марте текущего года в полицию обратился 63-летний житель Абанского района. Он является клиентом Сбербанка России и при получении карты подключил услуги "Мобильный банк" и "Автоплатеж". 6 марта на его сотовый телефон с абонентского номера 8-992-421-72-93 пришло сообщение: "900: Уважаемый клиент. Ваша карта заблокирована". Опасаясь, что карта действительно может быть заблокирована, мужчина позвонил на номер, с которого пришло сообщение. Ответившая ему женщина сказала, что свяжется со службой безопасности, а спустя некоторое время, перезвонив, сообщила, что ей необходим пароль, который пришел на его номер телефона. После того как пароль был назван, с карты были сняты денежные средства в размере более 19 тысяч рублей.
Также на телефон может прийти СМС вроде: "Вы выиграли приз. Информация по следующему номеру телефона". Позвонив по этому номеру, гражданин вновь попадает под чары злоумышленников и выполняет их инструкции, соблазнившись на бесплатный сыр. Например, 21 марта в дежурную часть полиции обратилась жительница деревни Мачино. Она сообщила, что накануне с ее банковской карты телефонные мошенники похитили порядка 10000 рублей. Поддавшись таким уловкам мошенников, женщина сообщила им реквизиты своей банковской карты.
Ещё один подобный случай произошел в начале сентября 2017 года. В дежурную часть полиции обратилась жительница Абана. Мошенники похитили с принадлежащей ей банковской карты более 6000 рублей. На этот раз злоумышленник представился сотрудником кампании сотовой связи МТС и предложил перечислить на банковскую карту потерпевшей якобы "ошибочно" снятые со счета деньги. Женщина повелась на эту уловку и назвала мошеннику номер и пин-код карты.
Второй распространенный вид мошенничества связан с фиктивной покупкой или продажей товаров на сайтах бесплатных объявлений. Здесь злоумышленники обращают внимание на ваш сотовый телефон и объявление в сети Интернет (например на сайте Avito). Например, гражданин находит объявление о продаже интересующего его имущества. В ходе разговора с продавцом, как правило, выясняется, что необходимо внести предоплату. После осуществления платежа, все контакты с "продавцом" обрываются и вернуть отправленные деньги практически невозможно.
Именно на такую уловку и попалась жительница поселка Березовка Березовского района. На сайте продаж "Avito" женщина нашла объявление о продаже телят симментальской породы. В объявлении также было указано: "Доставка в любой район города, цена 12500 рублей". Позвонив по указанному номеру телефона, женщина договорилась о приобретении телят. Продавец в свою очередь попросил предоставить предоплату в размере 5000 рублей и назвал номер сотового телефона, который был привязан к карте Сбербанка. После того как покупательница перевела владельцу номера указанную сумму, продавец в телефонном разговоре сообщил, что доставить телят не сможет и попросил приехать за ними самим, назвал адрес в Абане. Естественно, по указанному адресу продажей телят никто не занимался. А сам мошенник просто перестал отвечать на звонки потерпевшей.
Становятся жертвами мошенников и люди, публикующие различные объявления о продаже того или иного товара. Злоумышленник, позвонив по указанному в объявлении номеру телефона, представляется покупателем и заявляет, что желает приобрести товар, но проживает в другом городе. В связи с этим платеж товара будет осуществляться путем перечисления денежных средств на карту продавца. Для этого "покупатель" просит продавца назвать номер его карты, срок её действия, код на обратной стороне, а также абонентский номер телефона, привязанный к карте, либо по умолчанию использует номер, указанный в объявлении.
После получения этих сведений мошенник использует данные о карте для оплаты покупок в сети Интернет. Также мошенник может попросить передать ему пришедшие на телефон продавца смс с кодами от банка. С их помощью преступник подключает к своему телефону "Мобильный банк" и опять же похищает деньги с карты.
В связи со всем вышесказанным я бы хотел обратиться ко всем жителям Абанского района. Будьте предельно внимательны, ведь в первую очередь именно от вас зависит сохранность ваших денежных средств. Особенно нужно заботиться о своих пожилых родителях и родственниках, рассказать им о существующих способах мошенничества, ведь именно люди старшего поколения чаще всего становятся жертвами таких преступлений.