В преддверии Дня работников культуры мы встретились с ней и попросили дать небольшое интервью: о карьере, об учениках и, конечно, просто о жизни.
Интервью не получилось. Получилась беседа, в которой мы обменивались мнениями о том, что происходит с людьми нашего поколения, что происходит с нашими детьми, да и вообще – что в мире происходит. У нас оказались во многом схожие взгляды. Но сегодня на странице газеты только ее слова и мысли.
О карьере. С музыкой я связала свою жизнь, как не странно звучит, случайно. Моя мама, как и многие мамы десятки лет назад, и в наше время, считала, что детям заниматься музыкой полезно, приятно, красиво. Я была послушным ребенком. Меня привели в музыкальную школу, и я стала учиться по классу домры. Весь курс длился почти семь лет, из них первые три года училась в городе, а заканчивала в Абане, куда переехали жить мои родители. Правда, три последних года перед поступлением в училище, я занималась самостоятельно, так как мой педагог уехал из Абана, а замены ему не было. Но, хочу отметить, что и в музыкальной школе, и в Красноярском музыкальном училище, куда я поступила учиться после десятилетки, педагоги относились ко мне с особым вниманием. Мне очень повезло с преподавателями. Особенно в училище. Это счастливое обстоятельство, думаю, и определило мой путь в музыкальном творчестве.
После окончания училища по распределению я была принята преподавателем по классу домры в музыкальную школу города Дивногорска. В 1993 году мы с мужем переехали жить в Абан, и остались здесь. Музыкальная школа Абана стала вторым домом, а мои коллеги – это мои друзья, и отчасти моя семья. В нашем коллективе царят согласие и мир.
Об учениках. Все дети очень разные. Но общая черта тех детей, которых приводят родители, и тех, которые приходят в музыкальную школу сами, – это, как я называю, легкая наивность. Никто вначале не представляет, сколько труда, терпения, нервов и от детей, и от родителей потребует обучение игре на музыкальном инструменте. Восемь лет мучения! (Смеётся). Понимание приходит потом. Но потом дети втягиваются и, как поётся в песне, "музыка нас связала".
Нынешнее поколение детей очень отличается от тех, которые учились 15 – 20 лет назад. Раньше ученики изначально смотрели на педагога, почти как на Бога. А теперь ты должен заслужить их уважение, доказать, что знаешь больше, чем они. С одной стороны, они больше информированы, лучше разбираются во многих непонятных взрослым гаджетах, с другой, иногда с трудом считывают информацию с доски или с обычного листа. Они привыкли смотреть на мир через узкий экран телефона. Существуют ещё две большие проблемы: низкая двигательная активность и слабая стрессоустойчивость. Детей стараются воспитать успешными, преуспевающими, приговаривая "ты же самый-самый", а как преодолевать сложности на пути к успеху, зачастую не объясняют.
Об успехе. Мне нравится, когда мои прежние ученики, которые давно выросли, имеют своих детей, достигли, может быть, гораздо большего, чем я в жизни, выше по статусу, поздравляют меня с праздниками – Новым годом, днём рождения, Днём учителя, 1 сентября. Это очень ценно для меня. Думаю, что когда наступит такой день: меня не поздравят мои бывшие ученики, – уйду с работы. На пенсию.
Завершающие слова Эльвира Кирилловна произнесла со смехом. Я тоже посмеялась вместе с собеседницей. Просто такой день я себе не могу представить. Уверена, что её ученики – тоже. С праздником, дорогая наша именинница!