Через два дня, 2 июля 1941 года, СНК СССР принял постановление № 1802, которым региональным органам власти разрешалось "привлекать в военное время в организованном порядке учащихся 7 – 10 классов к участию в сельхозработах". Об оперативном выполнении постановления говорит то, что уже 5 июля из Красноярска в сёла выехало 4800 учащихся и учителей. В сельской местности также создавались отряды в крупных школах, а в малых населённых пунктах ученики работали со своими родителями.
9 июля 1941 года к школьникам обратился нарком просвещения В.П. Потёмкин: "Ваши матери и сёстры становятся к станкам, заменяют уходящих на фронт комбайнёров и трактористов. Работа всех советских людей перестраивается на военный лад. Могут ли пионеры и школьники стоять в стороне от общей борьбы с жестоким и коварным врагом? Конечно, нет. Наркомат просвещения РСФСР призывает вас, юные патриоты, к горячему, неутомимому, самоотверженному труду на благо Родины. В полном сознании своего долга перед страной, организованно, дружно, смело идите на помощь взрослым, крепите военную мощь Советского Союза для победы над врагом".
Основными видами работ в летний период 1941 года было сенокошение, закладка силоса, заготовка веточного корма. В значительной части колхозов Абанского района учащиеся вместе с учителями сыграли решающую роль в уборке урожая. Например, в колхозе "Форпост" уборка была закончена своевременно "только благодаря активной работе школьников Ношинской средней школы (директор Окладников Н.С.). Силами учащихся и учителей этой школы было скошено и убрано 3000 ц сена, убрано хлеба более чем со 100 га, полностью были убраны технические культуры (конопля, лён) и картофель, обмолочено 32 тысячи пудов зерна. Учащиеся работали с исключительным энтузиазмом, не считаясь ни с какими трудностями. Ни дождь, ни снег, ни стужа не могли остановить их юношеского порыва в труде".
Заведующий Абанским районо говорил об этой школе: "Все учащиеся и учителя этой школы являются примером трудовой дисциплины. Начинают работать в 3 часа дня и заканчивают, когда садится солнце. Колхоз, по заявлению учащихся, стал для них вторым домом". Анализируя ситуацию в целом по району, он писал: "Осенью 1941 года урожай убран благодаря школам. 50% сенокосов убрано школами. Учащиеся работали в любую погоду". Ученики Самойловской семилетней школы осенью 1941 года собрали лён с 5 гектаров, коноплю с 2 гектаров, заработали 1769 трудодней". Всего учащиеся Абанского района на уборке заработали 40 327 трудодней. В зимний период ученики вместе с учителями проводили протравливание семян, собирали золу.
К началу учебного 1941 – 42 года было принято Обращение ЦК ВЛКСМ к комсомольцам-школьникам: "Наступил новый учебный год. Раз война, значит, всё должно быть по-военному. Каждый из нас каждый день должен спросить себя: что я сделал для победы над врагом? Что требуется сейчас в условиях войны против фашизма от комсомольцев-учащихся?
1. Воспитывать себя в духе преданности своей Родине, своему народу.
2. Быть образцом дисциплины, организованности и сплочённости.
3. Хорошо и отлично учиться. Помните о том, что и на заводе, и в Красной Армии нужны умные, грамотные, знающие своё дело люди.
4. Помогать во всём директору и учителю. Кто такой директор и учитель? Это ваш командир и воспитатель".
Осенью 1941 года бюро Красноярского комитета ВЛКСМ приняло постановление "О сборе средств на постройку самолёта имени Героя Советского Союза Виктора Талалихина". Все школы приняли в этой акции активное участие. К концу февраля было собрано больше 500 тысяч рублей.
Такие мероприятия проводились на протяжении всего военного периода. К примеру, ученики Ношинской школы в 1942 году собрали на танковую колонну "Красноярский рабочий" 750 рублей. Каждая школа, каждый класс стремился помочь фронту. Ученики 3 класса Абанской школы в 1942 году отправили 4 посылки в РККА, собрали 50 вещей, 9 кг 600 г шерсти, приобрели билетов денежно-вещевой лотереи на 180 рублей, сдали облигаций в Фонд обороны на 1145 рублей, распространили облигации военного займа на 328 рублей, собрали в Фонд обороны 403 рубля. Ежегодно проводились субботники по сбору металлолома. Только в 1942 году школьниками района было собрано 20,5 т металлолома. Ученики Самойловской школы в 1942 году собрали 161 рубль на танк "Пионер". Учителя Абанского района передали на танковую колонну "Учитель" 55 тысяч рублей.
Мобилизация лиц призывного возраста на фронт заставила искать резервы для их замещения в тылу. Постановлением ЦК ВКП (б) и СНК СССР от 17 ноября 1941 года "О введении обучения школьников сельскохозяйственным работам" вводилось обязательное обучение старшеклассников профессиям трактористов, рулевых. С декабря 1941 года ученики 7 – 10 классов изучали устройство, регулирование и эксплуатацию тракторов и комбайнов, основы агротехники. Занятия вели, как правило, агрономы и специалисты МТС. В районах испытывали трудности с практикой: трактора были на ремонте перед посевной, не хватало горючего.
Тем нем менее, работа по изучению сельского хозяйства была организована во всех школах. Весной были созданы отряды школьников в 11 школах, остальные ребята работали в бригадах взрослых. Учебный год был сокращён на две недели, но многие ребята работали на полях с начала мая: пахарями, сеяльщиками, бороноволоками, прицепщиками, учётчиками. Основные работы были выполнены преимущественно школьниками. Председатель колхоза имени Ленина Бабич на собрании колхозников после окончания сева сказал: "Мы посеяли с детьми. Как правило, учащиеся работают лучше колхозников, большинство учащихся перевыполняют нормы".
На 6 августа 1942 года 1576 учеников 3 – 4 классов заработали 22 540 трудодней, 734 ученика 5 – 10 классов – 27 510 трудодней, учителя – 5000 трудодней. Ударно трудились в Абанском совхозе и колхозе "Форпост" ученики Ношинской школы. Именно она заняла первое место в районе по итогам соревнования. Школа намолотила 42 тысячи пудов зерна, более 70% сена в колхозе "Форпост" было заготовлено учениками. Ребята работали на сенокосилках и конных граблях, были подавальщиками сена. Силами детей было прополото 800 га, вспахано 202 га, скошено и собрано сена с 630 га. Норма выработки выполнялась всеми. Отряд № 1 возглавляла учитель истории Полина Георгиевна Мокеева, которая работала наравне с учащимися, "показывая пример коммунистического отношения к труду". Отряд прополол 374 га посевов, очистил от навоза скотные дворы, вывез на поля 400 возов навоза.
Во время уборки жали хлеб, вязали в снопы. Лучшие ученицы – Алла Казаченко (9 класс), Варя Кривцева (9 класс), Валя Петушинская (8 класс), Маша Пашина (7 класс), Маша Прутова, Мотя Турова. Все они выполняли нормы на 150 – 170%. "Для вязки хлеба отряд организовался так: один вяжет, другой делает вязки и подкладывает. На отряд выделены учащиеся, которые подгребают колосья, ставят кучки. На все виды работ учащиеся чередуются". В отряде проводилась также политико-массовая работа.
Другой отряд этой школы работал под руководством Марии Яковлевны Окладниковой. Ей помогала молодая учительница Зоя Николаевна Осипова. В отряде было 22 ученика. Режим работы отряда: выход на работу в 6.00, с 13.00 до 15.00 отдых, затем работа до 20.30. Все были вовлечены в соревнование. Помогал организовывать работу в отряде бригадир колхозной бригады Прутов П.И., инвалид Великой Отечественной войны. До начала работы учащиеся, работающие на лошадях, осматривали сбрую. В затруднительных случаях им помогал старый колхозник Ефим Алексеевич Иванов. В отряде получали газеты "Красноярский рабочий", "Комсомольскую правду", выпускали боевые листки, читали вслух книги, необходимые для прохождения программы по литературе. Трудодни учитывались по нормам взрослых. 6 учеников работали учётчиками, лучшим был Саша Синиборов, выработавший 150 трудодней. Вахрамеева Маша была занесена на районную Доску почёта, Петушинская Валя – на совхозную Доску почёта.
Учащиеся этой школы, работавшие в Абанском совхозе, заработали 12 100 рублей. Директор школы Иван Сергеевич Окладников с июля 1942 года заменял председателя колхоза, руководил всеми работами.
Помимо ношинских ребят хорошо работал отряд Абанской школы под руководством учительницы Токаревой. Отряд работал в колхозе имени Будённого на прополке кок-сагыза, окучивал картофель, вязал снопы. Отряд абанских школьников под руководством К. Тимошенко отличился на уборке урожая. В отчёте писали: "Сама К. Тимошенко на жнивье вручную и уборке сена заработала 75 трудодней. Ученик 8 класса Ханкоев на сенокосе заработал 55 трудодней. Ученик 6 класса Машинистов в колхозе "Память Ленина", работая на сенокосилке и жнейке, имеет уже 100 трудодней. Ученик 7 класса Файзуллин имеет 112 трудодней. Дьяченко Макар, ученик 6 класса А-Ключинской школы заработал 357 трудодней с начала года, так как оставил школу. Дьяченко Алексей заработал 184 трудодня, Крутенков Саша (5 класс) – 254 трудодня, Ковалёва Нина (6 класс) – 188. Волков Коля (7 класс) Устьянской школы, заработал 75 трудодней, ухаживая за жеребятами. Ученица Хандальской школы Мотя Леонова (4 класс) заработала 137 трудодней, Надя Дюбанова – 71 трудодень, ученик 4 класса Волчек Петя – 60 трудодней, Нехайчик Егор из Петропавловской школы – 90 трудодней.
Отряд Туровской начальной школы (44 человека) в период уборки выполнял работу на молотьбе в колхозе "Новая деревня" до 8 октября, заработал только на молотьбе 1 088 трудодней. "Отрядом было бы заработано больше, если бы не частые поломки молотилки".
Звено сортировщиков учеников 7 класса Абанской школы, работавшее в колхозе имени Будённого, успевало вести сортировку зерна из-под двух комбайнов. За 10 дней было отсортировано более 1 000 ц зерна, причём звено успевало загрузить бункера сушилки. В случае подвоза зерна звено оставалось работать на ночь. Звено часто брало на себя охрану зерна, освобождая сторожей на другую работу.
Отряд вязальщиц под руководством учительницы А.Г. Вылегжаниной организовал уборку нагорновским методом, втянул в соревнование взрослых колхозников. Ученицы Устинья Иванова (8 класс) и Валя Рухлядева (9 класс) напилили вместе с матерями больше, чем по 100 куб. дров на пару, а потом в колхозе заработали по 60 трудодней. Устинья Иванова в отдельные дни вырабатывала по 2,7 трудодня.
С 1 июня в колхозе имени Ленина работали 205 учителей и учащихся. "Они знают, что их работа – дополнительные снаряды по Гитлеру". Об уровне влияния работы учителей и школьников на некоторых взрослых говорит признание бригадира третьей бригады Шумского: "Когда не было учителей в бригаде, то колхознику Попову требовалось 2 часа на обувку, а теперь достаточно 5-10 минут". Всю работу по проверке всхожести семян в колхозе имени Ленина провела учительница по естествознанию О.А. Ковалевская при активном участии детей.
По итогам работы 1942 года 1 место в районе заняла Ношинская школа (180 учащихся). Ими было выработано 21005 трудодней. В среднем на одного ученика приходилось по 111 трудодней. По отряду М.Я. Окладниковой – 125 трудодней. Сама Мария Яковлевна выработала 160 трудодней. Заведующая Абанским РОНО В. Харкевич сообщал в крайОНО: "Воробьёва, преподаватель математики Устьянской школы, работала звеньевой колхозного звена. Звено просит оставить её до конца уборочной. Учительница Маренкова (Абанская школа), имеющая 3 детей, член ВЛКСМ, выполняет норму на косьбе на 175%, организует домохозяек на работу, систематически читает колхозникам газеты. Учитель Абанской школы Колпаков Никанор Макарович с 1 июля непрерывно работает на сенокосилке и жатке. Учитель Абанской школы О.А. Нефедьев после окончания сессии заочников пединститута не уходит с полей, нормы выполняет на 200%".
По итогам работы две школы Красноярского края – Ношинская средняя школа Абанского района и Большекосульская Боготольского района были удостоены премии ЦК ВЛКСМ.
Также ударно трудились ученики и учителя и в последующие военные годы. Положение в сельском хозяйстве было тяжёлым. О роли школьников в посевной 1943 года говорят слова секретаря КК ВКП(б) Зубынина в июне 1943 года: "В этом году на весеннем севе у нас принимало участие 190 тысяч трудоспособных колхозников, в том числе молодёжи, а, вернее, подростков в возрасте от 12 до 16 лет - 80 тысяч".
Наряду с мобилизацией трудоспособных квалифицированных кадров из сёл, на фронт и в города, куда прибывали эвакуированные предприятия, отправлялись лошади и трактора. Пахать приходилось на бычках. Уровень обработки земли не всегда соответствовал нормам, из-за нехватки рабочих рук срывались сроки посева. Всё это приводило к снижению урожайности. Кроме того, в 1943 году в крае была засуха.
Секретарь крайкома ВКП(б) И. Голубев на краевом совещании передовиков сельского хозяйства в декабре докладывал: "Колхозы края весной 1943 года недосеяли более 196 000 га. Озимых недосеяно 89 тысяч гектаров. Паров вместо 560 тысяч га поднято 373 га. Зяби вместо 500 тысяч га поднято 87 тысяч га. Этим созданы дополнительные трудности в проведении весеннего сева 1944 года. В 1943 году мы сдали государству в 3 раза меньше хлеба, чем в 1941 году. С 1940 года урожайность всё время снижалась. В крае большой падёж скота. Но если сравнивать фактически сданное в 1943 году количество хлеба с планами хлебосдачи в 1940 году, то окажется, что большинство колхозов сдают хлеба сейчас вдвое больше, чем от них требовали до войны". Действительно, если в 1940 году средняя урожайность составляла по краю 9,1 ц с га, то в 1943 году – 6,3 ц с га; в 1940 году государству было сдано 542 тысячи тонн хлеба, в 1943 году – 223 тысячи тонн.
Понятно, что в колхозах хлеба почти не оставалось, на трудодни выдавались крохи. Тем не менее, секретарь отметил ускоренные темпы сдачи хлеба: "В 1943 году самый отстающий колхоз рассчитался с государством на 40 дней раньше, чем в 1940 году". Поэтому шла борьба с потерями, школьники привлекались на сбор колосков. В письме крайоно говорилось: "Если на каждом квадратном метре будет подобрано по 5 колосков, то этим будет сбережено в нашем крае свыше 2 млн. пудов зерна". Было развёрнуто соревнование среди школ за лучшие показатели в сборе колосьев.
Кроме работ на полях, школьники и учителя принимали участие в других мероприятиях.
В январе – феврале 1943 года в крае проходил месячник по оказанию помощи семьям фронтовиков, впавших в нужду. Абанские школы приняли участие в этой работе.
По итогам краевого соревнования 1944 года среди школ, принимавших участие в сельскохозяйственных работах, в числе победителей был признан отряд старшей пионервожатой Ношинской средней школы Евгении Михайловны Ощепковой. Отряд работал в Берёзовском совхозе. 26 учеников провели весь посев зерновых, заработали 5 800 трудодней, выработали 2900 нормодней. Выработка на одного ученика составила 110 трудодней. Ребята выходили на работу в 7 часов утра, заканчивали работу в 7 часов вечера.
Ношинская средняя школа была реорганизована в семилетнюю. Причиной было отсутствие учеников старших классов. Массовый отсев начался в средних школах уже в 1941 – 42 учебном году. Так, в двух средних школах района на начало года было 1011 учеников, в конце года – 817. Что же касалось старших классов средних школ, то они были немногочисленны даже в начале года. Перед войной только был начат переход на всеобщее семилетнее образование. В двух средних школах района на начало 1941 – 42 учебного года в 7-х классах обучалось 381 учащийся, в 8-х классах – 99, в 9-х классах – 59, в 10-х классах – 29.
Весной 1942 в школы поступили телеграммы о досрочной выдаче аттестатов мальчикам, достигшим 17 лет, с выставлением оценок за 3 четверть. Их следовало направлять для обучения в военные училища. Учитывая, что приём в школу осуществлялся с 8 лет, уже в 9 классах ребятам было по 17 лет. Кроме этого, постоянно проходили мобилизационные мероприятия для обучения на курсах, в ФЗО. Да и в семьях, где отцы погибали на фронтах, подростки сами уходили работать.
Школы боролись за сохранение учеников, так как нужно было думать о будущем. Без выпускников средних школ невозможно было осуществлять наборы в высшие учебные заведения. На 1 сентября 1944 года в районе было учтено учащихся 1 – 4 классов 3 612, в 5 – 7 классах – 513, в 8 – 10 классах – 101. Так что потери в войне были не только людскими, материальными, но и интеллектуальными.
Дети войны… Они жили этой войной, этой общей бедой, они по мере сил и сверх сил приближали Победу не на словах, а делами. Послушные сельские дети, трудолюбивые, отзывчивые, они подставили свои детские плечи своим матерям в трудное время. Многие из них были вынуждены оставить школу, пойти работать, испытать лишения и страдания, хлебнуть горя полную чашу. Именно это поколение поднимало страну и после военного лихолетья, приумножало трудом её славу и величие.
(На основе архивных данных
Красноярского края).