Конституционность закона о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
9.04.2020 Конституционным Судом Российской Федерации в связи с жалобой Сонина В.В. рассмотрено дело о проверке конституционности пункта 2 части 3 статьи 104 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", установлены несоответствия.
Гражданин был включен в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) несмотря на то, что до заключения обществом спорного госконтракта он вышел из состава его учредителей.
Вместе с тем Федеральный закон № 44-ФЗ о закупках предусматривает необходимость включения в РНП информации о таких учредителях.
Конституционный Суд РФ признал пункт 2 части 3 статьи 104 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой он позволяет включать в реестр недобросовестных поставщиков информацию о физических лицах - учредителях юридического лица (акционерного общества), которые не являются его участниками (акционерами) к моменту заключения и исполнения этим юридическим лицом контракта в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Если учредитель вышел из состава общества, он не может влиять на его деятельность. Для него не должны наступать правовые последствия в случае нарушения контракта. Иное не обеспечивает надлежащей защиты их прав и законных интересов.
Суды должны были выяснить возможности корпоративного влияния учредителя на общество, а также своевременность подачи им сведений о выходе учредителя в регистрирующий орган, поскольку информация в РНП поступает из ЕГРЮЛ.
Конституционный Суд обязал законодателя внести в действующее правовое регулирование изменения, вытекающие из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2020 № 16-П.