Моими собеседниками стали Галина Валерьевна Чечик, воспитатель подготовительной группы, и её дошколята. Меня ждали на участке группы – у ребят по режиму в это время прогулка. Весёлый смех и детские голоса разносились по округе. Девочки укладывали кукол спать на веранде, именно на солнышке, чтобы было теплее. Мальчишки решали насущные мужские проблемы, разбираясь в технике. Кто-то играл в догонялки, кто-то лепил из песка, а кто-то пускал по ветру семена-крылатки сибирского клёна, который растёт на участке.
По-взрослому поздоровавшись, ребята не удивились моему появлению и продолжили свои занятия. А мы начали беседу с Галиной Валерьевной.
В 1993 году она окончила Канское педагогическое училище по специальности учитель начальных классов. После учёбы два года трудилась в школе в д. Борки, а потом пришла в детский сад "Теремок". Сначала год отработала подменным воспитателем, затем четыре года была инструктором по физической культуре. И вот она уже основной воспитатель и набрала свою первую группу. Как давно это было, как недавно это было…
Вот уже 23 года Галина Валерьевна каждое утро торопится к свои дошколятам, а те с нетерпением ждут её, свою Валерьевну, чтобы поделиться своими детскими радостями и горестями, проблемами и секретами.
Галина Валерьевна помнит всех и каждого из своих выпускников. На мой вопрос о самом запоминающемся выпуске или ребёнке с удивлением и восклицанием говорит: "Вы что! Они все запоминающиеся! Все ребята разные, но каждый по своему особенный. В этом-то и главное: дети разные, но все любимые! Вырастают, уходят, но все остаются здесь (прижимает руки к груди). Они же мои родные!
Моим первым выпускникам уже по 29 лет, и они водят ко мне в группу своих детей! Это уже мои внуки (смеётся). Одна из моих первых выпускниц, Настя Рузавина, теперь моя коллега, – она работает у нас инструктором по физкультуре.
Я стараюсь следить за жизнью моих выпускников, за их учёбой, успехами. К своим ребятам из последнего выпуска (сейчас это пятиклассники) частенько хожу на открытые уроки. Мы даже с их родителями до сих пор созваниваемся, общаемся, советуемся.
– Выпускники навещают вас, приходят в садик?
– Приходят постоянно, поздравляют с 1 сентября и Днём дошкольного работника. Семья одной девочки из нашей группы переехала в Богучаны, так недавно они заезжали нас навестить.
Каждый раз, когда я набираю очередную группу, на первом родительском собрании говорю родителям: давайте будем одной семьёй и на ближайшие пять лет ваши дети будут нашими общими.
– Родители соглашаются? Они вас поддерживают в воспитании и обучении ребят?
– Конечно, мне с родителями всегда везёт. Мы – единомышленники, у нас общие заботы, проблемы, радости. Бывает, кто-то заболел, мы созваниваемся, переживаем, даже даём советы друг другу в лечении. Ребята это всё видят, наблюдают, понимают, что это сочувствие, взаимопомощь. Мы постоянно с родителями на связи, они мои помощники во всём. Всё, что есть у нас на участке – сделано нашими родителями.
– Самый сложный период в жизни малышей – это адаптация к детскому саду. Как она проходит в вашей группе?
– В течение месяца ребята вполне привыкают и к коллективу, и к воспитателям, и к новому режиму дня.
– Так быстро? Есть какой-то секрет?
– Всё просто: нужно чтобы малыш почувствовал материнскую любовь и ласку. Без маминых прикосновений, поцелуев, объятий ребёнку трудно в новых условиях. А я каждому говорю: я ведь тоже тебя люблю. Обнимаю, беру на руки. Только лаской можно завоевать доверие и любовь маленького человечка. К этому привыкаешь, и потом мы уже не можем без объятий. Мы скучаем друг без друга, при встрече обсуждаем все новости и проблемы, обнимаемся, когда встречаемся на улице. Любовь между нами остаётся навсегда, и даже после выпуска из детского сада.
– Вы уже подготовительная группа, ребята осознают, что на следующий год им идти в школу?
– Конечно, у нас не проходит и дня, чтобы мы не затронули школьную тему. К тому же мы частые гости в школе № 4, участники проектов, НПК. Мы стараемся всё новое и интересное внедрять в свою работу. Ребята, правда, зовут меня с собой в школу учиться. А ещё они у меня ревнивые очень, особенно к младшей группе.
– Ваша профессия – это призвание?
– Да. Хотя поступала в педагогический не по зову сердца, ведь время учёбы пришлось на трудные 90-е годы. А с детьми я всегда ладила, у меня много двоюродных братьев и сестёр, поэтому знала, что смогу работать с ребятишками. Перед поступлением думала, какие бы ни были времена, а дети всё равно ведь будут рождаться, а значит, и работа будет.
И не ошиблась моя собеседница в выборе профессии. Галина Валерьевна живёт работой. Она с нетерпением ждёт понедельника, чтобы снова обнять своих неугомонных ребят, каждого расцеловать, похвалить, пожалеть. Каждый понедельник у них в группе планёрка – вместе с ребятами они планируют рабочую неделю: какие занятия проведут, мероприятия или праздник.
Во время беседы с Галиной Валерьевной я наблюдала за детьми. Каждый был занят своим делом, не было в их общении резких или обидных слов, все играли дружно и интересно. Увидев, что листва нападала на ступеньки веранды, один из мальчиков взял веник и подмёл крылечко.
– Они у меня самостоятельные, за собой убирают, умеют уладить конфликт, разобраться в ситуации. Учу ребят не стесняться, уметь спросить, ответить, отстаивать своё мнение.
– А поколения детей отличаются?
– Дети становятся другими, это происходит постепенно, но это заметно. Прежде всего теряется живое общение между детьми, между членами семьи. Ребёнок больше времени проводит в виртуальной игре, чем играет со сверстниками или с игрушками. Большую власть над детьми имеет компьютер и Интернет. Поэтому надо помочь ребёнку найти ту правильную дорожку, заинтересовать, помочь выбрать верный путь в дальнейшей жизни.
– Воспитывать детей в наше время непросто, а обучать?
– Возможно, стало сложнее и обучение, но интереснее. Ведь сейчас много новых программ, а мы с ребятами стараемся идти в ногу со временем. Начиная с младшей группы (возраст детей 3 – 4 года), регулярно посещаем Абанскую детскую библиотеку, это уже наша традиция. Сотрудники библиотеки проводят для нас экскурсии, тематические занятия.
Стараюсь приобщать ребят к культуре нашего района, его истории, к семейным ценностям, традициям. Вообще, нравственное воспитание – это основа моей работы, это то, на чём строится любое моё занятие. Я веду курс "Я и моя Родина", который включён в общеобразовательную программу. Мы проводим очень интересную работу, ребята вместе с родителями с удовольствием выполняют различные домашние задания, которые потом мы обсуждаем, сравниваем.
Единомышленником, помощником и надёжной опорой Галине Валерьевне является младший воспитатель группы – Ковальчук Елена Владимировна – добрая, спокойная, отзывчивая. Она и занятие провести может, и на прогулку ребят отведет, и в группе порядок и чистоту наведёт. А ещё помощь во всех делах и начинаниях оказывает Галине Валерьевне супруг: привезти, скосить, выстругать, смастерить – всё может сделать.
– Что бы вы пожелали своим коллегам в преддверии праздника?
– Самое главное, крепкого здоровья, творческих успехов, семейного благополучия, счастья. А счастье – это когда утром с удовольствием идёшь на работу, а вечером с удовольствием возвращаешься домой.
Быть воспитателем – это призвание, а любовь к детям – это состояние души. Вот так много лет подряд любит и лелеет своих дошколят настоящей материнской любовью Галина Валерьевна Чечик, и они отвечают ей тем же. Каждого она поцелует, обнимет, прижмёт к себе крепко, а вечером им так не хочется расставаться и уходить домой. Но домой все идут с удовольствием, ведь завтра снова всех ждёт встреча с любимым садиком, друзьями и с ней, с любимой и родной Валерьевной.
На снимке: Галина Валерьевна со своими любимыми дошколятами.