Маленькая Аня появилась на свет в многодетной семье в Апано-Ключах. После окончания школы вопрос о том, куда пойти учиться, не стоял. Старшая сестра была педагогом и уже работала в Канске. Аню всегда больше тянуло к истории, но данного факультета в Канском педагогическом училище не было. Главным аргументом в пользу Канска стало то, что во время учебы можно было пожить у сестры. А исторический факультет было решено окончить после училища заочно. Так Аня стала студенткой отделения начальных классов Канского педагогического училища.
И не прогадала. "Горжусь, что я была студенткой Канского педучилища. Оно дало мне много знаний. Когда я училась заочно в Красноярском педагогическом университете имени В.П. Астафьева, педагоги всегда отмечали наш высокий уровень подготовки. Особенно это касалось методики преподавания", – говорит моя собеседница.
Абанский детский сад "Росинка" был первым местом работы Анны Александровны. Хороший воспитатель, добрый помощник, отзывчивый друг – такой была молодая девушка для своих ребят. Ответственная, пунктуальная, исполнительная – такой знали ее коллеги. Не могли об этом не знать и в управлении образования.
Именно туда в 1987 году неожиданно вызвали Анну Александровну. Ей предложили должность заведующей Никольским детским садом. "Я даже ни разу не была в Никольске. Решили с мужем съездить, посмотреть. Село нам понравилось. В те времена там кипела жизнь. Но я не готова была взять на себя такой груз ответственности", – рассказывает Анна Александровна.
Буквально сразу в гости к семье Снарских наведался директор совхоза "Никольский". Он был настоящим агитатором. В красках рассказал, какую хорошую квартиру дадут молодой семье, с водой и отоплением. Муж будет работать водителем на новенькой машине. В итоге плюсы перевесили, и Снарские оказались в Никольске. Кстати, исторически род Снарских вышел именно из этого села.
Работа новую заведующую закрутила, завертела. В то время его посещало 60 ребят. Детский сад был новый, коллектив большой. Все вместе работники трудились над его становлением. И им это удавалось. Как признается сама Анна Александровна, работать было интересно, несмотря на все трудности.
Спустя два года в селе была открыта средняя школа. И вот, наконец-то, у Анны Александровны появилась возможность заняться по-настоящему любимым делом. Сюда ее пригласили преподавать историю и обществознание. И она с радостью согласилась.
После работы в детском саду с ребятами постарше было немного сложнее. Но молодость и задор помогли молодому педагогу наладить контакт с учениками. Вскоре она с удовольствием взяла классное руководство в пятом классе. И жизнь закипела. Не заметила, как её малыши уже оказались в 11 классе. Она до сих пор с теплотой вспоминает и радуется за свой выпуск, учеников которого вела с 5 по 11 класс.
Как призналась моя собеседница, к карьерному росту она никогда не стремилась. Поэтому когда ей предложили возглавить коллектив школы, она отказалась. Но согласилась стать завучем по учебно-воспитательной работе. В этой должности она проработала пять лет.
Начиная со времен перестройки, люди покидали село. Все меньше становилось специалистов, количество учеников в школе тоже стремительно уменьшалось. Учебное заведение было на грани закрытия. Чтобы не допустить этого, коллектив решил выдвинуть на должность директора Анну Александровну. Люди видели в ней тот потенциал, который нужен был им в то непростое время.
В 2007 году школа оказалась на 13-м, последнем, месте в рейтинге образовательных учреждений района. Коллектив поставил действующего за-вуча буквально перед фактом директорства. "Кто, если не ты? Хочешь, чтобы нас закрыли?", – напирали коллеги. "Вот так я осталась "крайней". Ну не умею я отказывать людям", – смеется Анна Александровна.
Так она возглавила коллектив. Но отсутствие желания и боязнь большой нагрузки никак не сказались на работе. Анна Александровна привыкла все делать на "отлично". Поэтому с головой погрузилась в новое для нее дело. Она всегда была генератором идей, которые коллеги с радостью поддерживали. С благодарностью женщина отзывается и о коллективе управления образования, который во всем помогал новоиспеченному директору.
"Нашей целью в те годы было одно – не допустить закрытия школы. Я всегда говорила коллегам о том, что работу необходимо поднять на такой уровень, чтобы о нас слышали и нас знали. Все должны видеть результаты наших трудов", – делится со мной Анна Александровна.
И у никольских педагогов это неплохо получалось. Через год в рейтинге школ они уже стояли на шестом месте, вскоре оказались на четвертом, а потом и на третьем. Последние несколько лет делили первое – второе места с другими образовательными учреждениями. На протяжении пяти лет в Никольске была краевая базовая площадка по внедрению коллективного способа обучения в разновозрастных группах. Это говорит о многом.
10 лет пролетели как один миг. Работа забирала все время. Семья, дети, внуки отошли на второй план. Стоит отдать должное мужу, который был все эти годы на подхвате у супруги: помогал менять проводку в школе, устанавливал интерактивные доски. А сколько раз возил в Абан по рабочим делам! Часами терпеливо ждал жену с совещаний и молча выполнял все ее просьбы.
Спустя годы напряженной работы вдруг пришло осознание того, что родные тоже нуждаются в заботе жены, мамы и бабушки. Да и выражение "выгорел на работе" Анна Александровна без стеснения говорит вслух. За время многолетнего труда уже не осталось ни здоровья, ни сил. Она ведь привыкла все делать на "отлично", просто "хорошо" она не сможет.
Так в 2017 году уже бывшая директор школы вновь стала учителем истории, по которой она очень скучала. С головой погрузилась в патриотическую работу. Сейчас у Анны Александровны новый период в жизни, который она снова проходит с успехом. С удовольствием проводит большие общешкольные мероприятия, знакомит учеников с традициями прошлого. По совместительству ведет библиотечную работу.
Наконец-то появилось свободное время и для еще одного любимого занятия – разведения цветов. "Когда я была директором, всегда с завистью смотрела на чужие цветущие палисадники. Сейчас могу себе позволить вовремя посадить рассаду, разбить большие цветники", – с гордостью говорит Анна Александровна. И, конечно же, теперь вся семья наконец-то в сборе. Рядом дети, внуки, встречи с которыми проходят не только по праздникам.
Анна Александровна не раз получала высокие отметки на уровне района. Благодарственных писем и грамот просто не счесть. За многолетний труд и отличные успехи в работе она отмечена также главным управлением администрации Красноярского края, Законодательным Собранием края, но самое главное – Министерством просвещения РФ.
Накануне Дня учителя Анна Александровна поздравляет с праздником всех педагогов района и, конечно же, коллектив управления образования: "Стремитесь к новому, живите в движении и никогда не хандрите". А мы с удовольствием присоединяемся к поздравлениям!