Но в сфере образования есть такое понятие как инклюзивное образование. О том, что это за форма обучения и как она работает, нам рассказала учитель начальных классов Абанской школы № 1 Л.В. Моторкина.
– Лариса Владимировна, расскажите, что такое инклюзивное образование и в чём заключается особенность работы педагога с учащимися?
– Вообще само слово "инклюзия" переводится как "включение".
Это процесс включения ребят с особенностями здоровья в школьную и общественную жизнь. Задачи инклюзивного образования состоят в том, чтобы включить всех детей в школьную систему и обеспечить их равноправие. Учитель обеспечивает как раз решение этих задач, стоит на страже интересов каждого ребёнка.
Инклюзия предполагает разработку и применение конкретных решений, в сфере образования – это программы, методики, которые позволяют каждому ребёнку равноправно получать образование вместе с другими детьми, независимо от имеющихся физических, интеллектуальных и других особенностей, а также учиться в обычных школах.
– Когда впервые вы начали работу с ребятами, которым нужен особый подход?
– Очень давно. Свой первый, тогда ещё коррекционный класс, я взяла в 1995 году. В то время ребята с особыми потребностями учились в специальных классах. Тогда только начали организовывать такие классы в обычных школах. Это была новая форма работы для нас, педагогов, были абсолютно другие требования, нормы. Да и организовать полноценный учебный процесс, опираясь на потребности особенных ребят было, конечно, сложно. Но всё приходит со временем, с опытом, с поддержкой коллег. Мы справились и смогли создать все условия для обучения и воспитания таких ребят.
– Нужно ли иметь какое-то специальное образование педагогу, работающими с особенными детьми?
– Специальное образование просто необходимо. В нашей школе оно обеспечивается курсовой подготовкой, обобщением опыта коллег, работой базовой площадки.
– Какой у вас класс и по какой программе вы работаете?
– Сейчас у меня 3 класс, работаю по программе "Школа России", но в мой класс интегрированы дети с особыми потребностями.
– С какими трудностями во время проведения уроков вы сталкиваетесь?
– Я не воспринимаю детей с ОВЗ как отличающихся от остальных. Это такие же ребята, просто им нужно особое внимание в различных сферах обучения. У кого-то проблемы с письменной речью, у кого-то с устной, кому-то не хватает усидчивости, кому-то внимания. Все они могут усвоить данные знания, просто нужно приложить чуть больше усилий и детям, и родителям, и педагогу.
– Можно ли предугадать ход урока, несмотря на запланированную заранее работу?
– Однозначно нет. Учитель может запланировать определённую работу, а урок пойдёт своим путём. Дети могут не поддержать темп урока, вскроется какая-то ранее не до конца усвоенная тема – значит, нужно притормозить и проработать это ещё раз.
– Какие трудности возникли во время недавнего дистанционного обучения?
– Главная трудность – это техническое оснащение. Я очень благодарна родителям, что они сделали всё от них зависящее, чтобы дети учились с минимальными неудобствами. Но дистанционное обучение никогда не заменит онлайн обучения и живого общения. Дети должны не только получать знания, но и учиться взаимодействовать с одноклассниками и взрослыми. А дистанционно этот процесс не работает, как и многие другие.
– Как вы выстраиваете работу с родителями? Как они относятся к тому, что их детям требуется иной подход и в воспитании, и в обучении?
– Родители моих учеников очень хорошие! Они всегда поддерживают меня, помогают в решении различных вопросов. Я могу поддержать их идею, они поддерживают мои задумки. Сообща разбираемся во всех спорных вопросах воспитания и взаимодействия с детьми. Я всегда могу опереться на свой родительский коллектив и при подготовке к мероприятиям или конкурсам, в подготовке домашнего задания, в вопросах обучения и воспитания. Знаю, что по какому бы вопросу ни обратилась к любому родителю – меня поймут и помогут.
– Что даёт инклюзивное образование ребятам с ОВЗ и другим сверстникам? Влияет ли оно на адаптацию в социуме, межличностные отношения, толерантность?
– В моём классе между детьми нет различия. Все ребята замечательные, по-своему интересные. Просто кому-то учёба даётся легче, кому-то сложнее. Все очень отзывчивые, стараются выручить друг друга. Например, если кто-то забыл дома ручку или карандаш, обязательно сосед по парте протянет нужный предмет. Они не обращаются с такими просьбами ко мне, так как знают, что кто-нибудь из ребят им поможет.
Конечно, бывают и конфликты, и ссоры, всё как у всех. Дети же растут, учатся взаимодействовать в коллективе, договариваться, анализировать свои поступки. Учёба и работа в коллективе благоприятно влияет на эмоциональное состояние ребят, она помогает легче адаптироваться к различным ситуациям да и вообще в социуме в целом.
– Используете ли вы в своей работе опыт других педагогов? Каким образом?
– Учитель – это такая профессия, которая невозможна в вакууме, она предполагает работу в процессе взаимодействия с другими педагогами и специалистами. Все учителя учатся не только друг у друга, но и у детей. Каждый новый учебный день, каждый новый урок – это бесценный опыт как для учителя, так и для ребёнка. Кроме подготовительных курсов мы постоянно делимся с коллегами своими достижениями и неудачами, разбираемся в различных ситуациях, обсуждаем новое, всегда в курсе работы друг друга, как говорится, знаем "чем богат" коллега. Да и коллектив у нас в школе очень дружный, всегда готов протянуть руку помощи.
– Есть ли достижения в учебе, творчестве, спорте у детей с ОВЗ? Где ваши ребята принимают участие, дополнительно занимаются?
– Мои ученики очень любят рисовать, посещают кружок. Многие занимаются спортом. И хотя больших достижений пока ещё нет, но мы верим, что у нас всё ещё впереди и стремимся к этому.
– Обычно в памяти остаются надолго ребята-отличники. Кого из своих выпускников помните вы?
– За тридцать лет работы в нашей школе в моей памяти хранятся уже большие тома воспоминаний. Помню всех своих учеников – и отличников, и совсем наоборот.
– Часто родители боятся за своего ребёнка, отдавая в школу. Будут ли его принимать так же как и других, не обидят ли, сможет ли он учиться вместе со всеми?
– Бояться за своих детей – это нормально для любого родителя. Здесь главное – отделить реальные опасения от надуманных. Могу сказать, что в нашей школе есть всё для того, чтобы ребёнку с любыми потребностями или особенностями было комфортно. В школе с детьми работают профессиональные психологи, логопеды, дефектологи. Благодаря этой работе, поддержке, доверию дети чувствуют себя успешными. Совместными усилиями школы и родителей мы стараемся обеспечить детям комфортную образовательную и воспитательную среду.