Не на секунду не останавливалось оборудование. Как сложился прошедший сезон для коллектива, что его ожидает в ближайшей перспективе, какой объём работы планируется выполнить в период подготовки к предстоящей зиме – об этом беседуем с руководителем комплекса предприятий "ЖКХ Абанского района" С.Л. Прониным.
– Отопительный сезон, пожалуй, самый напряжённый период в работе коммунальных служб. Огромная нагрузка ложится зимой на машинистов котельных, мастеров теплового хозяйства, на подразделение, обеспечивающее производство и поставку воды, на ремонтные бригады, обслуживающие водонапорные башни и котельные, на все вспомогательные подразделения, начиная от ИТР и заканчивая транспортным цехом. Поэтому я прежде всего хочу поблагодарить весь коллектив, всех своих коллег без исключения за безупречную работу и ответственное отношение к нашему общему делу.
В целом зима прошла спокойно, без каких-либо аварий, поломок, авралов. Все наши объекты, оборудование и коммуникации отработали надёжно и в штатном режиме. Отличие прошедшего сезона было разве в том, что прошедшая зима оказалась несколько морозней предыдущих, но нас этим не напугаешь – бывало и не такое.
Прошедшая зима запомнилась двумя случаями чрезвычайных ситуаций в поселениях, куда нам в срочном порядке пришлось выезжать на помощь по ликвидации серьёзных аварий. Это село Березовка, где в самые морозы наше предприятие устраняло порыв теплотрассы, ну и, конечно же, чрезвычайная ситуация в Новоуспенке, где порыв водопроводных сетей чуть было не парализовал работу всех социальных объектов. На этой трассе аварийной бригаде пришлось несколько дней работать на морозе, что называется, по пояс в воде. Причём за весь этот период ремонтных работ ни один из объектов не оставался без тепла и воды.
– Ремонт и подготовку объектов к предстоящему сезону в этом году предприятие начало так же, как и в прошлом, за несколько месяцев до окончания отопительного сезона. Сейчас уже можно вести речь о каких-то результатах?
– К предстоящей зиме мы начали готовиться ещё в апреле. Не прерывая технологического цикла производства и транспортировки тепла, за апрель – май мы сумели заменить два котла. Теперь остаётся поменять один котёл на одиннадцатой котельной и второй на двенадцатой. Ремонтом и подготовкой оборудования занимается специальная бригада, плюс ещё и сами машинисты котельных выполняют свои задачи каждый на своих объектах.
На начало июня пять котельных к работе уже готовы, остаётся ещё шесть. По графику, учитывая две недели резерва, к 15 июля подготовку объектов теплоснабжения мы обязаны завершить. Но я полагаю, что резервное время нам не понадобится – коллектив ориентирован на то, чтобы весь объём подготовительных и ремонтных работ закончить уже к первому числу этого месяца.
По водоснабжению на этот год у нас в плане капитальный ремонт всего одной только водонапорной башни. Ремонт будем делать за свой счёт, денег пока на этот объект в бюджете нет, поэтому помощи ждать неоткуда, выкручиваться придётся самостоятельно.
Также планируется за счёт краевых и местных средств продолжение ремонта сетей в микрорайоне угольщиков. Однако и на этом участке из-за дефицита финансов пока есть только надежда и предположения. Конечно, в таких условиях нестабильности и постоянного роста цен работать очень сложно. Сегодня значительно подорожали исходные материалы, без которых в нашей работе не обойтись: запчасти, металл, трубы. Всё это сейчас надо приобретать, а цены космические. Работа ведётся "с колёс", ищем, выезжаем, смотрим, где подешевле, покупаем, на ходу корректируем планы и графики.
Чего бы это нам ни стоило, за период подготовки к зиме мы сделаем всё необходимое. То есть только то, что запланировали по минимуму. Если, к примеру, в прошлом году нам удалось поменять на объектах девять котлов, то в этом планируем только четыре. В такой кризисной ситуации о каком-либо развитии, модернизации или внедрении современных технологий даже и речи не ведётся – вопрос самым серьёзным образом стоит сегодня уже о выживании, о сохранении коллектива, предприятия в целом.
И в лучшие-то времена, если мы что-то новое и внедряли в свою деятельность, пусть медленно, но по мере возможности хоть как-то развивались, повышали зарплату рабочим, то только за счёт средств, которые зарабатывали на стороне. Работая же по своему профилю, оказывая только коммунальные услуги, при сегодняшнем отношении государства к отрасли в "коммуналке" денег на развитие и модернизацию не заработать.
Сейчас на промышленных торговых площадках нет объектов для ремонта, нет строительства, а следовательно, и нет возможности заработать дополнительные средства. Мы готовы участвовать практически во всех торгах, где выставляются подходящие для нашей деятельности объекты, мы готовы "заходить" и работать даже в других районах, готовы оказывать весь спектр услуг – возможности для этого есть. Однако дефицит финансов ощущается всюду, объёмы снижаются, как следствие тому – постепенно скудеют торговые площадки.
– Сергей Леонидович, из года в год на предприятии ведется большая работа по улучшению качества предоставляемых услуг, благодаря чему предприятие заслуженно занимает сейчас свое место на рынке коммунальных услуг, являясь в своей нише вполне даже конкурентоспособным, – это очевидный факт. То, что наш Президент на всех уровнях неустанно твердит о поддержке малого и среднего бизнеса, – это тоже факт. Есть спрос на наши услуги – это тоже очевидно. Одно только непонятно: почему в таком случае из года в год работать становится все сложнее и сложнее?
– Одна из главных причин, я уверен, – это всеобщий дефицит денежных средств. Следствием как раз этого и являются задержки с расчётами за уже выполненные нами услуги. Проблема несвоевременных расчётов появилась всего несколько лет назад. Наше предприятие обязано производить и бесперебойно поставлять потребителю тепло, воду. Остановка подачи этой продукции зимой хотя бы на час расценивается как ЧП со всеми вытекающими отсюда последствиями. Однако рассчитываться вовремя за полученное тепло и воду потребитель не спешит. У нас же производство беспрерывное – по электроэнергии мы работаем с поставщиками только по предоплате, то же самое по углю, по ГСМ. Кроме того, для работы постоянно нужен расходный материал, запчасти. Я не говорю о своевременной выплате зарплаты рабочим и налоги государству – здесь вопросы задержки даже не обсуждаются.
Вот у меня на столе лежит перечень учреждений и организаций-должников, список распечатан на трёх листах. Вместо того чтобы с утра решать свои производственные задачи, я вынужден ежедневно начинать свой рабочий день со звонков должникам. Напоминать, убеждать, требовать, ссориться – разве этим должен заниматься руководитель предприятия?
У нас сейчас нет проблем по персоналу, спасибо всем, люди работают отлично. Даже несмотря на сложности, все задачи мы стремимся решать качественно и в срок. А это, я считаю, наш главный показатель надёжного партнёрства с потребителями. Более того, и я в этом уверен, преодолевать все трудности, которые нам периодически диктуют непростые времена, возможно только при полной собранности и ответственном отношении к делу. На это в первую очередь всегда и был ориентирован наш коллектив.