Не было такого названия и в правовых актах, регулировавших организацию и деятельность общественного территориального самоуправления. Организационная основа, формы самоуправления выражались в собраниях, сходах, комитетах, общественных советах.
Уроки истории
В первые годы Советской власти одновременно с созданием Советов формировались домовые, квартальные (уличные) комитеты. Изначально они представляли собой органы, обладающие значительными автономными полномочиями. Для решения поставленных задач имели финансовые средства. В их компетенцию входило решение задач коммунального и социального характера.
Однако в дальнейшем тенденция самостоятельного развития была приостановлена. Все самодеятельные органы и формы, образованные по месту жительства граждан, были подчинены Советам, их исполнительным органам.
Политическая оттепель 1960-х годов вновь оживляет деятельность домовых, уличных (квартальных) комитетов. Всё в большей степени они участвуют в решении вопросов благоустройства территорий, контроля за состоянием жилого фонда, содействуют строительству и ремонту объектов сферы обслуживания населения.
Руководство деятельностью территориальных органов общественного самоуправления осуществлялось со стороны партийных комитетов и исполкомов. При исполкомах были созданы специальные органы, называемые советами домовых, уличных (квартальных) комитетов, в состав которых избирались представители домовых и уличных (квартальных) комитетов. Советы обладали обширными функциями по координации деятельности всей системы органов и форм общественного самоуправления.
В г. Москве, например, эти органы в свое время сыграли большую роль в деле сохранности и ремонта жилого фонда, озеленения, содержания территорий, воспитания подрастающего поколения, оказания помощи малообеспеченным семьям и инвалидам.
Такой подход позволял органам власти вовлекать людей в процесс управления на общественных началах, формировать коллективные формы участия людей в созидательных, полезных делах. Все это давало неплохие результаты.
В сельских населенных пунктах традиционной формой общественного самоуправления были сходы и собрания граждан, которые имели довольно обширные полномочия. Они заслушивали доклады и информации о работе местных Советов и их органов, обсуждали проекты законов, решений местных Советов по важнейшим вопросам, обсуждали вопросы благоустройства населенных пунктов, сохранности и использования жилищного фонда, коммунально-бытового, культурного и иного обслуживания населения, развития физической культуры и спорта, организации досуга граждан по месту жительства, охраны природы, оказания помощи в проведении сельскохозяйственных работ и т.д.
Правовую основу общественного территориального самоуправления составляли нормативные акты, принятые Президиумом Верховного Совета РСФСР и местными исполнительными органами власти. В 1985 г. было утверждено Положение об общих собраниях, сходах граждан по месту жительства в РСФСР.
Органы общественного самоуправления составляли на тот период прочную основу местных органов государственной власти, перспектива у них была неплохая.
Требование времени
Однако события, произошедшие в сентябре – октябре 1993 года, предопределили несколько иную ситуацию. С уходом со сцены государственной власти Советов деятельность огромного народного актива практически оказалось свернутой и утратила свою былую значимость. Народ вновь оказался удаленным от государства.
Прошло много времени. Поменялись приоритеты развития общества. Вовлечение населения в процесс общественного управления возникает всегда в наиболее трудное, сложное время возрождения, становления государства. На настоящем этапе развития нашего общества заметно стремление граждан поддержать государственность, направляя его деятельность в социальное русло.
По мнению депутатов Абанского сельского Совета, территориальное общественное самоуправление (ТОС) необходимо и нам, жителям пос. Абан. Первый шаг в этом направлении уже сделан. 16 августа в администрации Абанского сельсовета состоялось организационное заседание по созданию уличных комитетов.
В нём приняли участие глава Абанского сельсовета, депутаты сельского Совета и райсовета, активные жители улиц Мира и Просвещения. Почему только двух улиц? В качестве пробного варианта решено было создать такие комитеты пока на улицах, где расположены многоквартирные дома.
Собравшиеся были единодушны в том, что уличные комитеты могут способствовать улучшению добрососедских отношений, соседской взаимопомощи, решению вопросов, касающихся благоустройства придомовой территории, участия в проведении праздника улицы – одним словом, нормальному жизнеустройству отдельно взятой улицы. На заседании оргкомитета было принято решение разработать Положение об уличных комитетах.
На сегодняшний день проект Положения разработан. На ближайшей сессии он будет рассмотрен. Мы хотим, чтобы и жители могли принять участие в его обсуждении. Будем рады услышать ваши предложения, замечания, уважаемые абанцы. Предлагаем вашему вниманию проект Положения об уличных комитетах.
Положение об уличных комитетах
Уличные комитеты – одна из форм территориального общественного самоуправления (ТОС), как самоорганизация граждан по месту их жительства части территории пос. Абан для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросе местного значения.
Уличный комитет избирается на общем собрании жителей улицы (части улицы) или группы улиц, кварталов, переулков поселка при участии представителей местной администрации, участкового уполномоченного милиции, организаций, осуществляющих коммунальное обслуживание.
Уличный комитет формируется из нескольких человек на каждом участке проживания граждан и осуществляет функции (полномочия), определенные Положением и Уставом уличного комитета.
Основной задачей уличных комитетов является привлечение жителей к проблемам обеспечения санитарного порядка и благоустройства на участке.
Правовая основа деятельности уличных комитетов опирается на все конституционные, законодательные акты, регламентирующие деятельность территориального общественного самоуправления.
Основными принципами деятельности уличных комитетов является законность, гласность, выборность, подконтрольность жителям, активность и инициативность, взаимодействие с органами местного самоуправления пос. Абан, администрацией сельсовета.
В создании и деятельности уличных комитетов вправе принимать участие граждане Российской Федерации, проживающие на соответствующей территории, улице (части улицы) или группы улиц, кварталов, переулков поселка, достигшие 16-летнего возраста.
Лица, указанные выше, вправе инициировать создание уличного комитета на соответствующей территории, принимать участие в собраниях граждан, избирать и быть избранными в состав уличного комитета.
Для организации работы уличного комитета избирается председатель. Наделённый правами и обязанностями, он ведёт всю работу, связанную с деятельностью уличного комитета.
Территория уличного комитета, её границы устанавливаются Советом депутатов пос. Абан по предложению населения, проживающего на указанной территории.
Полномочия уличного комитета определяются законодательством Российской Федерации и законодательными актами Красноярского края, Уставом сельского поселения, Положением и Уставом уличного комитета.
В целях осуществления собственных инициатив по вопросу местного самоуправления уличный комитет определяет в соответствии с Уставом различные полномочия, регламентируемые правовыми актами, определяя цель деятельности и вопросы местного значения, в решении которых намерены принимать участие граждане.
Источником формирования имущества и финансовых средств уличного комитета являются добровольные взносы и пожертвования граждан и иные не запрещённые законом поступления для решения вопросов местного значения. Ответственность уличного комитета определяется законами Российской Федерации и законодательными актами Красноярского края.
* * *
Подведя черту под вышесказанным, можно подытожить: уличный комитет в пос. Абан на сегодняшний день – это единственно правильный путь, предоставленный государством, дающий право на законных основаниях осуществлять хозяйственную деятельность на отдельно взятой территории.