Это и не удивительно, ведь в нашем районе ее знают как высокопрофессионального учителя, автора исторических книг о малой родине, руководителя большого количества исследовательских работ, создателя музея абанского учительства, одного из руководителей клуба "Земляки" – всего не перечесть.
– Надежда Васильевна, как вы стали учителем? Это была ваша мечта с детства?
– Я окончила школу в 1969 году, в аттестате у меня было 2 четверки – по русскому языку и физкультуре, остальные – пятерки. В те годы катастрофически не хватало учителей, в том числе и у нас в районе. И Николай Михайлович Немцов, заведующий роно, уговорил меня поработать учителем начальных классов в Мачинской школе. Я, немного подумав, согласилась.
Я так полагаю, что, поработав совсем немного учителем, я смогла почувствовать какую-то особую школьную ауру. Также большое влияние на меня оказали мои педагоги, такие как Михаил Васильевич Фомичев, Анна Терентьевна Цветкова и другие. И спустя год я уволилась из Мачинской школы и твердо решила поступить в педагогический институт. Выбирая факультет, я, честно говоря, хитрила. "Учителя русского языка и математики проверяют много тетрадей", – рассуждала я. На историческом факультете с этим попроще, однако там был конкурс 11 человек на место. Но я с легкостью набрала заветные 12 баллов и стала студенткой истфака.
– Помните свой первый урок?
– Да ну, что вы. Это ведь было так давно… (Немного подумав.) Хотя нет, помню! Моя педагогическая деятельность могла бы закончиться в первый же день! (Смеется.) Когда я приехала в Мачино, мне дали четвертый класс. И вот я впервые вхожу в свой класс, а там шестнадцатилетний бугай давит моего четвероклассника! Я от шока забыла, что я учитель, и как настоящая десятиклассница со всего маху дала ему по лицу. И даже не поняла, что я сделала. Главным для меня было тогда заступиться за малыша. А когда опомнилась, поняла, какими могут быть для меня последствия. Но мне повезло, что этот парень никому ничего не сказал.
– За 42 года работы через ваши учительские руки прошло большое количество детей. Кто-то особенно запомнился?
– Запоминаются даже не отличники, а те детишки, которые доставляют трудности. С ними особенно интересно работать. Моя любимая фраза: "На этой планете ты – единственный и неповторимый, ты один такой, больше таких нет, не было и не будет". Я давно отказалась от того, чтобы переделывать ученика. Что заложил родитель, то и остается. Да, где-то они прислушиваются ко мне и как-то меняются, но все равно в конечном итоге ребята остаются сами собой. Я всегда говорю: какой ты маленький, такой ты будешь и старенький. Выпускники запоминаются человечностью, добрыми отношениями, искренностью, отзывчивостью.
Но есть среди всех детей настоящие гении. Их очень мало, и, как я говорю, появляются они на свет очень редко. Они, несомненно, запоминаются и остаются в памяти на долгие годы.
– Какой из выпусков запомнился больше всего?
– Каждый выпуск – это замечательные дети. Я не делю их на своих и чужих только по тому, что я классный руководитель именно этого класса. Любой ребенок, с которым я сталкивалась в жизни, уже мой. Как говорит мой внук: "Баба, ты чья? Всехная?", а я отвечаю: "Всехная".
Но все же особенно запомнился выпуск 2014 года. И не только потому, что там было больше 10 медалистов. Сильнейшую боль я испытала по отношению к этим детям, когда они в преддверии последнего звонка разругались из-за мелочи, а именно – где отмечать праздник. Надо было видеть, как дружный класс разломался на глазах. В итоге ребята так и не пришли к единому мнению, а многие из них вообще не пошли на последний звонок. Некоторые до сих пор не общаются друг с другом. Я до сих пор виню себя, что не сумела их убедить в том, что это маленькое недоразумение не стоит той дружбы, которую они пронесли с собой через 10 лет. Хотя я их классным руководителем не была.
– Какой вы видите сегодняшнюю систему образования?
– Я против той системы реформирования, которая проходит в школах в последние годы. Ведь для учителей стало много ненужной работы, в том числе и бумажной. Но я не против ЕГЭ. Я боюсь теперь обратного: если ЕГЭ вдруг отменят – это будет ужас. Потому что многие дети получили возможность поступить туда, куда раньше и не мечтали. Например, в этом году в Петербургскую следственную академию поступила девочка из Новоуспенки. Могли ли наши дети о таком раньше мечтать? Ребята из деревень имеют равные возможности наравне с москвичами и другими. Плохо то, что ЕГЭ – это все равно натаскивание, что бы мы ни говорили.
– У вас есть свои секреты оценивания учеников?
– Оценка учителя – это не только объективное, но и часто субъективное мнение. Если ребенок был отличником, учитель где-то в душе понимает, что от него ждут только пятерок. Я, когда впервые проверяю тетради, переворачиваю их лицевой стороной вниз, чтобы не видеть фамилий. Карандашом дописываю фразы, чтобы речь ребенка стала лаконичной. Оценки тоже ставлю карандашом: если хотите балл выше, исправьте все и сотрите мою оценку. Часто дети на меня обижаются, но я стараюсь быть объективной в оценивании. И мою принципиальность в этом отмечают многие.
– Что для вас обозначает слово "учитель"?
– Учитель – это не просто преподаватель, это образ жизни, это какая-то миссия. Я считаю, что педагог – это раб, сопровождающий в школе ребенка (своего рабовладельца). Я всегда говорю своим детям: "Я ваш раб. Я все что угодно для вас сделаю, все что угодно вам прощу, но не стерплю предательства и списывания. Я готова тебе служить как угодно, но ты будь человеком по отношению ко мне и окружающим".
– Как вам пришла идея принять участие в таком масштабном конкурсе?
– Мне предложили, я подумала: почему бы и нет, тем более что результаты у меня есть. Баллы ЕГЭ по истории до нынешнего года у моих учеников были выше, чем по району и краю. Четвертый год подряд исследовательские работы моих детей занимают третьи места во Всероссийском конкурсе "Человек в истории России". Благодаря этому и многому другому из двухсот человек я вошла в число 21 победителя, а по рейтингу была на 7 месте. Я рада, что прославила район и подняла престиж школы.