Я бы не обратила внимания на "фантазии" в опубликованном материале по отношению к себе, но абзац о выпускниках Абанской СОШ № 3 2014 года может вызвать недоумение и обиду не только у меня.
Каждый выпуск запоминается учителю. И сегодняшние ученики свидетели тому, как мы скучаем об ушедших из школы, рассказываем о них, приводим их постоянно в пример. Выпуск-2014 (причем оба класса) мне особенно запомнился не количеством отличников, а высокопорядочными человеческими отношениями (в том числе и по отношению ко мне) и своим творчеством.
Буквально в день выхода этого номера газеты в кинотеатре "Авангард" на краевом форуме свое выступление перед ветеранами труда я начала с музыкального клипа "Визитка Абана", который записали Антон Терлецкий и Дима Слободенюк при участии Натальи Александровны Казаковой, их классного руководителя. Мальчишки сами сделали мне подарок: скинули на рабочий стол моего компьютера этот клип, и лучшего фильма для воспитания любви к нашей малой родине я не знаю.
А в последний понедельник сентября на уроках основ регионального развития (краеведения) для примера десятиклассникам я показывала фото стендовой презентации групповых проектов, которую эти ребята проводили в честь 20-летия Конституции РФ на трех этажах школы одновременно. И еще пример: плакат со схемой родословной своей семьи, выполненный Сашей Танковичем и его мамой Светланой Михайловной, уже восемь лет используется как наглядное пособие на уроках краеведения.
Меня удивил и очень тронул прощальный проект выпускников – книга "Цитаты Надежды Васильевны", которую они готовили мне в подарок на линейку "Последнего звонка". Со смехом потом рассказали, как они "подлавливали" мои афоризмы, "шпионили" на уроках и переменах, фотографируя и записывая.
А за их теплые прощальные слова на титульном листе той "книги" я благодарю в первую очередь родителей, с большинством из них, к сожалению, не знакома. Вы вырастили людей, с которыми хочется жить рядом! Я всегда испытывала удовольствие от общения с вашими детьми. А встречались мы с каждым от 5 до 10 часов в неделю. На 49 выпускников было открыто в школе две профильных группы по курсу "Обществознание". А с 19-ю мы писали исследовательскую работу, встречались часто в неформальной обстановке. Добрые, отзывчивые на просьбу, умеющие простить, поддержать, тонко чувствующие настроение одноклассника или учителя – таким запомнился мне тот выпуск-2014.
То, что в "А" классе было 11 медалистов, – это заслуга детей, родителей и классного руководителя в первую очередь. А вот то, что у Кати Савицкой, Алины Плескач и Оли Пудалевой, выпускниц Залипьевской ООШ, есть медали за курс средней школы, – это заслуга наших педагогов и доброжелательная атмосфера в классе. Политика администрации нашей школы: каждому ученику особое внимание, создание условий для развития творческих способностей у каждого ребенка.
Зрителей смотров художественной самодеятельности уже перестало удивлять, что руководители танцевальных кружков (Н.А. Мытько, А.А. Султанбекова, Е.В. Вербицкая) на сцену выставляют весь класс. Казалось бы, чего проще, подготовь номер с талантливыми танцорами. Так нет, они каждого ребенка обучают азам хореографии.
На массовых мероприятиях нашей школы условием представления каждым классом своего выступления на сцене является присутствие всего класса. А ведь в тех выпускных классах 2014 года учились 12 "подвозных" учеников. Нужно отдать должное Наталье Александровне Казаковой и Светлане Васильевне Филипповой, что в истории нашей школы эти классы были такими дружными, активными, творческими.
Отношения в классе выстраивали и сами ребята. Я вспоминаю мудрых, доброжелательных, способных погасить любую ссору Леру Иванюта, Вику Сулохину, Таню Тихонову, Свету Терентьеву. "Борцами" за "честь класса" в моей памяти остались независимые и неравнодушные Даша Шлепоченко, Вика Дорофеенко, Даша Непомнящая, Вика Бурейко, Даша Шаркевич, Ксюша Мельник. В любой момент я могла рассчитывать на помощь Тани Легенченко, Игоря Гринкевича, Леры Вохмяниной. Когда в конце 10 класса клубу "Земляки" выделили квоту на 5 мест для участия в краевом проекте "Вахта памяти-2013", Наталья Петровна отпускала на 3 недели только отличников. Своих родителей уговорили Марина Эльдиева, Таня Легенченко и Катя Савицкая, но как отпускать "наши бриллианты без оправы", как без парней жить в палаточном лагере? Меня-то заменил молодой физрук Костя Табакаев, а девчонки сами предложили взять Мишу Трофимова и Юру Хмара. Аргумент "они самые надежные" убедил директора. Надо было видеть, как весь класс потом помогал парням сдавать "долги" за пропущенные уроки!
Один из моих шутливых афоризмов "Сочувствую, что досталась вам бабушкой, да еще на пару со склерозом" эти дети воспринимали как сигнал о покровительстве надо мной. С особой теплотой вспоминаю на уроке Максима Гурова, который не позволял мне волноваться, если я не могла вспомнить какую-то историческую дату или имя. Он тут же подсказывал или мгновенно находил ответ в сети Интернет. Внимание и заботу этих детей я ощущала постоянно! Ученики никогда не были моими рабовладельцами (возвращаясь к названию газетной статьи), мы жили общими интересами, ощущали себя одной семьей, друзьями, готовыми прийти на помощь друг другу. Думаю, что само присутствие учителей пенсионного возраста рядом с детьми воспитывает уважение к старшему поколению. У ребенка должен быть свой социальный опыт.
Вспоминаю реализацию проекта команды Ильи Гуркина (Роман Надольский, Виталий Шаров, Максим Жигулев, Леша Хорунжа), разработанный нами на уроке ОРР. Две зимы добровольцы, не желающие сидеть на уроке, чистили снег у бабушки-пенсионерки. Илья это бы делал и сам, по-соседски. Но сколько было положительных эмоций не только у команды волонтеров, но и всего класса, когда мы разглядывали их фотоотчет на телефоне или на сайте школы!
Проектная деятельность школьника является одним из направлений работы Абанской СОШ № 3. Учебная программа курса ОРР предусматривает обучение навыкам проектирования. На последнем уроке предусматривался самоанализ участия ребят в групповых проектах. На том уроке я и стала свидетелем разногласий в самом дружном классе. Только жаль, что корреспонденту в двухчасовой записи моего рассказа не удалось выделить причину приведенного мною примера и сути конфликта.
Вспомнила я тот злополучный урок, чтобы подтвердить вывод, что работать в таком "элитном" классе нелегко и что лидерами не всегда отличники являются. А суть разногласий – конкуренция двух лидеров: один предложил после линейки "Последнего звонка" пойти в кафе, а другой – на природу с ночевкой. А у читателей фраза "Многие вообще не пошли на последний звонок", мягко говоря, вызвала недоумение: неужели на торжественную линейку не пошли? И не о "некоторых", а конкретно о двух подружках, не называя имен, я говорила, отношения между которыми испортились.
А друг с другом наши выпускники общаются. Обо всех я узнаю, когда кто-то из них заходит в гости в школу. И я вижу искреннюю радость на их лицах при встрече с учителями. Значит, и в их памяти мы свой след оставили.