На нём было принято решение считать реализацию задач, поставленных V съездом Всемирного конгресса татар по сохранению национального самосознания, ценностей духовного возрождения, языка, традиций и обычаев татарского народа приоритетным направлением деятельности женских организаций. В выступлениях была отмечена огромная роль женщин в истории страны.
Делегатами от Красноярского края в Казани была я, Нурия Файзулина, и моя сестра Нуриля Карымова. О впечатлениях от работы съезда, знакомствах с участниками со всего мира, красоте Казанского кремля, музеях и театрах, – конечно, это отдельная история. Но я хочу рассказать о выступлении Т.А. Биктимировой, кандидата исторических наук, которое для нас стало совершенно неожиданным. В ее докладе мы услышали имя женщины, организатора и председателя I Всемирного форума татарских женщин, впоследствии репрессированной политической ссыльной Х.З. Ямашевой-Таначевой, захороненной на кладбище нашей родной деревни Стерлитамак.
После окончания работы съезда мы познакомились с Такминой Ахметовной Биктимировой, заслуженным деятелем культуры Татарстана. Она была очень растрогана и тоже не ожидала, что ее выступление окажется с таким продолжением. Мы обменялись адресами электронной почты, договорились переписываться. Рассказали о том, что в нашей библиотеке есть фотография Хадими Зарифовны, знаем, где ее могила; знаем, что были студенты Казанского университета с экспедицией и посещали могилу Хадичи ханум. Пообещали провести день памяти, по возможности облагородить могилу и продолжать ухаживать за ней. Позже Такмина Ахметовна прислала фотографию молодежной организации, ей я отправила копию фотографии, которую сделала на памятник.
А история начиналась в суровые послевоенные годы. В апреле 1949 года в деревню Стерлитамак Абанского района Красноярского края приехали на временное жительство политические ссыльные Хадича Зарифовна Ямашева-Таначёва, ее муж Валидхан Шарафетдинович Таначёв и племянница Ильхамия Богданович (Туктарова). 6 апреля 1947 года они были приговорены особым совещанием МГБ СССР за участие в националистической организации и связь с эмигрантами. Приговор – ссылка на поселение в Сибирь.
У всех троих это был уже второй арест. С 1937 года восемь лет исправительно-трудовых лагерей на Колыме отбывали супруги Таначевы Валидхан и Хадича. Десять лет отсидела в тюрьме учительница Ильхамия, ее муж Якуб Богданович (литовский татарин), ученый, профессор, расстрелян как враг народа. Племянник Фоат Туктаров успел эмигрировать за границу. Тяжелые годы лагерей и ссылки подорвали здоровье Хадичи Зарифовны, она умерла в сентябре 1950 года. 7 февраля 1957 года все они реабилитированы.
Хадича ханум всю свою жизнь посвятила борьбе за свободу и независимость малых народов России, за права мусульманских женщин. Высокообразованный врач-стоматолог с частной практикой в городе Казани, среди татарских женщин прошлого века она отличалась особой красотой и интеллигентностью, была талантливой личностью. Хадича выросла в состоятельной и уважаемой семье, отец глубоко почитал мусульманские духовные традиции. Родной дядя Гариф Бадамшин дважды избирался депутатом в Государственную Думу, был хорошо знаком со Львом Толстым, часто с ним переписывался и советовался.
В 1902 году Хадича вышла замуж за Хусаина Мингазетдиновича Ямашева (1882 – 1912), российского революционера, первого татарского большевика, писателя-публициста, члена РСДРП с 1903 г., участника революции 1905 – 1907 гг. Хусаин Ямашев стал организатором первой легальной татарской социал-демократической газеты "Урал", а редактором Хадича Зарифовна. Из-за постоянных преследований царской полиции в 1905 – 1906 годы они вынуждены жить, скрываясь в Уфе, Челябинске, Оренбурге, но продолжали выпуск газеты, освещая в статьях дорогу к свободной жизни.
В 1907 году царская власть запрещает выпуск газеты, и они возвращаются в Казань. Учитель по образованию, в 1911 году Хусаин Мингазетдинович поступил на юридический факультет Казанского университета. И в этот же период руководил кружком татарской молодежи. Татарский поэт и друг Хусаина Габдулла Тукай посвятил ему свои стихи. Х.М. Ямашев умер в 30 лет от кровоизлияния в мозг.
Через год после смерти Хусаина Хадича ханум выходит замуж за его близкого друга и соратника Валидхана Таначева. Валидхан Шарафетдинович Таначев (1882 – 1968) казах по национальности, юрист по образованию, до 1917 года – адвокат в Казани.
В апреле 1917 года в Москве состоялся Первый съезд мусульманских женщин России, Хадича Зарифовна была одним из его организаторов и председателем президиума. Ильхамия Туктарова на этом форуме выступила с докладом о правах женщин. В этом же году Хадича ханум, единственная женщина, избирается депутатом в Казанскую городскую Думу.
С 1921 по 1924 год Валидхан Таначев назначается послом Казахстанского представительства, и они переезжают в Москву. Общественно-политическая деятельность, борьба за справедливость, признание прав и свобод, независимость этнических групп – это то, чем жили супруги Таначевы, их друзья и товарищи. Но передовые идеи интеллигенции от малых народов становятся неугодны и новой власти, и снова преследования, тюрьмы, ссылки.
Старожилы деревни Стерлитамак помнят о них и рассказывают, что они были очень грамотными и культурными людьми; где и как жили ссыльные сородичи. Все знали, что они не имеют права выезжать из деревни без разрешения властей, ездят только в соседнее село в сельсовет отмечаться. Сибиряки приняли их с уважением и почтением, общались на родном татарском языке.
Ссыльные квартировали у Биккининых в доме Исмагила и Зубайды, а потом у Муталлапабдула. Супруги Муталлап и Зохра всячески помогали и поддерживали их на новом месте. Валидхан обзы работал счетоводом в колхозе, женщины занимались домашним хозяйством и рукоделием. И полутора лет не прожила Хадичи ханум в Сибири, умерла на 68-ом году жизни. Дед Муталлап (1887 – 1967) сделал на её могиле оградку из лиственницы, без единого гвоздя, аккуратно и прочно, а его сын Хасан через много лет укрепил оградку металлическими угольниками. Много лет простоял и могильный камень-памятник с мраморной плитой, которая со временем отклеилась и отпала.
История этого камня особенная, достойная внимания. По завершении срока ссылки Валидхан Таначев и Ильхамия Богданович вернулись на родину в Татарстан. Но они не забыли людей из далёкого края, сюда часто шли посылки с диковенными гостинцами. Спустя некоторое время в Канск по железной дороге пришла тяжёлая посылка, которую, по воспоминаниям Салимы Муратовой (Бикининой), на своём грузовике в Стерлитамак доставил её будущий муж Хисмат. Валидхан Шарафетдинович отправил в Сибирь на могилу жены памятник, на котором высечены трогательные стихи на татарском языке и подпись: "От Валидхана". На мраморной плитке надпись на арабском и татарском языках, фамилия, имя, отчество и годы жизни Хадичи ханум.
14 сентября этого года прошло открытие обновленного памятника на могиле знаменитой дочери Татарстана Хадичи Ямашевой-Таначевой. На празднике Курбан байрам стерлитамакцы молитвой почтили ее память. Зачитали благодарственные письма-обращения из Казани – от Т.А. Биктимировой, председателей Всемирного конгресса татар Р.З. Закирова и Всемирного форума татарских женщин К.Р. Идрисовой; из Красноярска – от Файзуллина В.И. председателя Совета РНКА. 29 сентября 2016 года исполнилось 66 лет со дня смерти Х.З. Ямашевой-Таначевой. Мир праху твоему, уважаемая Хадича ханум.
P.S. Устроители сохранили исторический камень на могиле. Открытие обновленного памятника состоялось благодаря совместным усилиям Вагиза Исмагиловича Файзуллина, председателя Совета региональной национально-культурной автономии "ЯР", семей Карымовых Фаниля Шарипзяновича и Нурили Сафаровны из Канска и Файзулиных Гали Халильевича, Руслана Галиевича и Нурии Сафаровны из Абана.