Поэтому слаженная работа ЖКХ в районе для нас сегодня актуальна, как никогда.
О том, как подготовился к новому отопительному сезону весь комплекс ЖКХ в районе, рассказывает начальник отдела ЖКХ и архитектуры администрации Абанского района А. В. Храмов.
– Александр Владимирович, как проходит отопительный сезон в нашем районе?
– Первые сильные морозы показали, что к отопительному сезону наша коммунальная служба района подготовилась хорошо. Будем надеяться, что сделанного за лето запаса прочности хватит на бесперебойную работу всей отрасли в зимний период.
– У нашего народа есть поговорка про телегу зимой, а сани летом. В первую очередь это относится к подготовке к отопительному сезону.
– Вы правы, вот уже на протяжении многих лет подготовка к новому отопительному сезону у нас начинается задолго до его начала. Но вся работа по подготовке документации, планов-мероприятий не прекращается в течение года. С другой стороны, и фактор неожиданности тоже может оказать свое влияние. Вот и приходится, с одной стороны, строго все планировать, а с другой – при необходимости быстро и оперативно реагировать на ситуацию, когда счет идет порой на часы и минуты.
Если же говорить в целом, то этот год не стал чем-то особенным, всё сделано, как и планировалось, своевременно. Это немалый объем.
На территории района находится 48 угольных котельных, из них 11 в п. Абан, от которых осуществляется централизованное теплоснабжение населения, социальной сферы. Обслуживают их теплосетевая организация ООО "ЖКХ Абанского района" и 37 локальных угольных котельных от которых осуществляется теплоснабжение организаций бюджетной сферы в сельских поселениях. Имеется 86 водозаборных сооружений, 38 из них в п. Абан (водоснабжающая организация ООО "Промбытжилсервис"); 38,5 км водопроводных сетей и 25,5 км тепловых сетей, в том числе в поселке Абан – 16,6 км.
Отопительный период 2016 – 2017 годов по Абанскому району начался с 21 сентября, как все помнят, осень у нас была достаточно теплая.
– Вы сейчас назвали общие характеристики всего жилищно-коммунального комплекса. Согласитесь, что его поддержание в исправном состоянии требует приличного финансирования. Как с этим обстоят дела?
– Для того чтобы содержать объекты ЖКХ в режиме постоянной готовности, необходимы всегда большие финансовые вложения. В настоящее время это миллионы. Большинство из нас знают, что эти объекты строились еще в эпоху существования СССР. Бюджет района дотационный, поэтому приходится прикладывать все силы, знания и умения, чтобы вовремя привлечь средства краевого бюджета на ремонт муниципальных объектов сферы ЖКХ.
Вот и в этом году, как и в предыдущие годы, из краевого бюджета было привлечено в рамках подпрограммы "Модернизация, реконструкция и капитальный ремонт объектов коммунальной инфраструктуры муниципальных образований Красноярского края на 2014 – 2016 г." 5 млн. руб. на капитальный ремонт 1281 метров тепловых и водопроводных сетей от котельной № 11 в п. Абан. Из бюджета района было выделено на софинансирование данных работ 50,5 тыс. руб.
Разрешилась многолетняя проблемная ситуация по теплоснабжению в с. Долгий Мост. Большую помощь в ее решении оказал наш губернатор В.А. Толоконский. Существующую проблему перед губернатором во время его первого посещения Абанского района в октябре 2015 года и в очередной его визит в июле 2016 года озвучивал глава района А.А. Анпилогов. Итоговым решением послужило посещение губернатора делегацией глав сельских поселений, возглавляемой главой района. Результат совместных действий – из краевого бюджета в рамках вышеназванной подпрограммы было выделено 4 млн. рублей на капитальный ремонт тепловых сетей по ул. Капустина, ремонт котельной № 1 в с. Долгий Мост.
Сложнее обстояла ситуация по подготовке муниципальных объектов по поселениям района – это ремонт теплотрасс, котельных, водонапорных башен. По итогам обращений и поездок главы района, главы администрации в министерство финансов края, благодаря совместной работе с краевыми органами власти из бюджета района было выделено 4 млн. руб на подготовку к зиме муниципальных объектов ЖКХ, расположенных в 15 сельских поселениях.
Хочется отметить, что и ресурсоснабжающие предприятия ЖКХ в п. Абан в рамках своих инвестиционных программ расходуют собственные средства на ремонт муниципальных объектов. В этом году эта сумма составила 4,2 млн. руб.
В целом подготовка к зиме была проведена в штатном режиме в соответствии с планом-графиком, без отклонений. 27 октября 2016 был получен акт Енисейского управления Ростехнадзора о готовности Абанского района к отопительному периоду 2016 – 2017 года.
– Александр Владимирович, кроме технической оснащенности котельных и водокачек, есть еще и другие проблемы, с которыми сталкивается ваша служба. Как с этим обстоят дела?
– Жилищно-коммунальное хозяйство – это сложный многофункциональный механизм, который требует квалифицированного подхода к системе управления хозяйством, постоянной модернизации, технического перевооружения объектов коммунального хозяйства с целью обеспечения надежности и качества предоставления коммунальных услуг.
Наряду с тем, что многое сделано в части технической оснащенности объектов ЖКХ (котельные, тепловые и водопроводные сети, водозаборные сооружения), нерешенных проблем в отрасли коммунального хозяйства остается предостаточно.
Это неполная обеспеченность квалифицированными кадрами необходимыми для обеспечения функционирования отрасли; высокий процент износа артезианских скважин, из которых осуществляется забор воды на нужды питьевого водоснабжения населения, что, естественно, сказывается на качестве питьевой воды; отсутствие единой системы управления коммунальным хозяйством, несоответствие принадлежности объектов ЖКХ к исполняемым полномочиям (например, в поселке Абан объекты тепло- и водоснабжения находятся в собственности муниципального образования Абанский район, а в соответствии со ст. 14 Федерального закона 131-ФЗ полномочия по организации электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения в границах поселения относятся к вопросам местного значения поселения, то есть Абанского сельсовета), и так далее.
К примеру, в сельских поселениях района (за исключением поселка Абан) эксплуатацию котельных, водозаборных сооружений осуществляют администрации сельсоветов, в штате которых отсутствует необходимое количество квалифицированных специалистов для обслуживания объектов ЖКХ. Кроме того, отсутствует специальное оборудование, машины, механизмы, инструменты и так далее для проведения тех или иных работ, что, естественно, сказывается на надежности обеспечения холодным водоснабжением, тепловой энергией потребителей социальной сферы, населения, а также преждевременном выходе из строя оборудования.
На сегодняшний день существует возможность привлечения средств краевого бюджета в сельские поселения района в рамках подпрограммы "Модернизация, реконструкция и капитальный ремонт объектов коммунальной инфраструктуры муниципальных образований Красноярского края" на капитальный ремонт объектов ЖКХ (водоснабжения, теплоснабжения). При этом одним из условий участия в подпрограмме является то, что объект ЖКХ должна эксплуатировать специализированная ресурсоснабжающая организация, которая являлась бы гарантирующим поставщиком коммунального ресурса в сельском поселении.
Привлечь в ту или иную территорию ресурсоснабжающую организацию сложно из-за постоянно меняющегося и усложняющегося законодательства в сфере ЖКХ. Также нет особого желания у ресурсоснабжающих организаций принимать на себя такое бремя, потому как в основном в сельских поселениях района небольшие объемы отпуска коммунального ресурса, и не всегда для ресурсоснабжающей организации это является рентабельным.
Главам сельских поселений в качестве примера неоднократно предлагалось рассмотреть пути решения данного вопроса путем создания при администрациях сельсоветов муниципальных бюджетных учреждений с целью оказания услуг холодного водоснабжения населению. Опыт создания таких учреждений в соседних районах уже есть, таким образом можно было хотя бы улучшить материально-техническую базу по обслуживанию объектов водоснабжения, а также принимать участие в краевых программах, направленных на модернизацию, реконструкцию, капитальный ремонт объектов коммунального хозяйства.
При этом проблем с холодным водоснабжением в сельских поселениях района много, все перечислять не буду, особо острые отмечу. В с. Никольск необходимо проведение капитального ремонта артезианской скважины по ул. Мира, 15 А; в с. Устьянск необходима замена емкости объемом 100 м. куб. на водозаборном сооружении по ул. Мира, 27 Г; в д. Красный Яр необходим капитальный ремонт артезианской скважины и водозаборного сооружения; в поселке Абан остро стоит вопрос качества питьевой воды.
В целом жизнь не стоит на месте, будем двигаться вперёд, решать вопросы по улучшению качества жизни населения.
– Александр Владимирович, в одном из интервью, которое было опубликовано в газете "Красное знамя", мы затронули проблему доступного жилья для наших граждан. Сегодня эта публикация вызвала интерес у читателей. Они спрашивают, куда надо обращаться за разъяснениями.
– Да, в крае начала работать программа "Жилье для российской семьи", которая включает в себя довольно широкий круг лиц, имеющих право в ней участвовать. Я не буду повторяться по её основным позициям, скажу лишь следующее. Программа (что очень важно) гарантируется государством, поэтому надежна в плане получения жилья. В ней могут принимать участие как граждане, у которых уже имеются свои финансовые ресурсы, так и те, кто решит оформить под эти цели ипотеку. Что хорошо, так это фиксированная плата за 1 кв. метр жилья.
Для тех, кого заинтересовал это вопрос, советую обращаться в органы местного самоуправления на местах, а также к нам в отдел ЖКХ и АСТ администрации Абанского района, каб. 202, к ведущему специалисту Ксении Юрьевне Моторенко, тел. 23-2-40.