С приветственным словом к участникам семинара обратилась Савостикова Елена Алексеевна, директор школы.
- Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы; ведь детство и юность – самая благодатная пора привития священного чувства любви к Родине, - отметила она. - Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного отношения к своим истокам. Новые ФГОС ориентированы на "воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека".
Елена Алексеевна подчеркнула, что наше поколение живёт в непростое время. Всё труднее учить добру и милосердию, находить образец для подражания, проводить трогающие душу встречи, праздники, уроки. Но делать это надо во имя будущего. Жизнь продолжается, и по-прежнему людям нужны доброта, любовь к Родине, своим родным и близким. Память о прошлом, желание и стремление к преобразованию, т.е. формирование активной жизненной позиции и высокой нравственности - эти понятия должны жить, не устаревая, передаваясь из поколения к поколению.
В Короськовской щколе накоплен многолетний педагогический опыт в области воспитания патриотизма через работу школьного краеведческого музея, который осуществляет деятельность с 2009 года. В нем воспитательное воздействие начинается с первых шагов. Сама обстановка, оформление, запах – всё вызывает волнение, трепет души и интерес. Там есть вещи, книги, документы, реликвии, которые ребятам в силу их любознательности всегда интересны. Во-вторых, материал для музея собирают все: ребята нынешнего поколения, и те, кто был до них, и учителя, и родители, и жители села. В-третьих, в музее, как нигде, великолепно переплетаются интересы разных возрастов. Здесь всем интересно. Одним – фотографии на стенде дорогих и близких людей, другим – история ВОВ, кто-то изучает историю школы. Именно здесь пробуждается общественная активность и гражданственность. В-четвёртых, музей – это школа поиска, школа творчества и человеческого преобразования. Именно в музее узнают ребята неизвестные страницы истории родного края, о людях, которых хорошо знают, но не знали об их значимости и роли в жизни села.
Об опыте работы по воспитанию гражданственности и патриотизма рассказали педагоги и обучающиеся школы в трогательной литературно-музыкальной композиции "С чего начинается Родина?". Затем Елена Алексеевна пригласила участников семинара на экскурсию в школьный музей. С материалами экспозиций всех ознакомила руководитель музея Шабанова Елена Владимировна, без увлечённости и энтузиазма которой он бы не состоялся. Ей помогали юные экскурсоводы Сучкова Алина, Ануфриев Евгений и Багрова Анастасия.
Сучкова Алина рассказала о работе над проектом "Книга Памяти села". Багрова Анастасия познакомила с материалом исследовательской работы "Дети войны" и рассказала об участии школы в международном проекте "Диалог поколений в Орловском регионе". Ануфриев Евгений представил гостям работу "Мартынов М. М. – журналист, разведчик, краевед". Экспозиции школьного музея вызвали живой интерес наших гостей и удивление по поводу того, как удалось собрать такой богатый материал. Завершился семинар подведением итогов, обменом мнениями фото на память.
Школа живет и развивается, уверенно идет в будущее, в завтрашний день. Но у нее есть и прекрасное прошлое, которое бережно хранится в школьном музее и является достоянием каждого ученика и учителя, предметом гордости и восхищения.
Возросшее внимание государства и общества к патриотическому воспитанию, а, следовательно, и к деятельности музеев, открывает новые перспективы, создает новые возможности для их развития, вселяет в нас надежду на то, что патриотизм, став основой всего нравственного и духовного воспитания, станет и основой возрождения России. Изучение истории родной земли, истории нашего Отечества, боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением в воспитании у детей и подростков патриотизма, чувства любви к нашей великой Отчизне, к малой и большой Родине. Поле деятельности педагогов в этом направлении огромно. Это означает, что нам, россиянам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли - роль гражданина и роль патриота. Нам есть чем гордиться, есть о чем рассказывать детям.