И в школьном музее, и в музее Дома культуры есть экспонаты того времени.
В начале IX века, более 2000 лет назад, в наш край пришли вятичи.
Само слово "вятичи" восходит к имени родоначальника племени - Вятко. Впрочем, относительно происхождения названия вятичей есть и другие версии.
Согласно им, народ могли называть так и от слова "вент", что в индоевропейском означало "мокнуть" (возможно, брались во внимание особенности климата).
Ещё одна теория - происхождение слова "вятич" от "вятр", что у поляков означает силы ветров. Это тоже имеет свою основу, поскольку Стрибог, управлявший ветрами, был верховным божеством этих племён.
Также некоторые историки склоняются к праславянскому "вят", что переводилось как "великий, большой", а потому могло обозначать великий народ, заселивший определённый регион.
Сейчас сложно сказать, какая из версий является наиболее близкой к истине, однако фактом остаётся то, что вятичи - своеобразный, действительно великий народ, создавший свою культуру. Бытует мнение, что своенравных вятичей впоследствии опасались даже киевские князья, хотя сам этот народ ни на кого не нападал, однако умел дать достойный отпор.
Свободных мест для их жительства было достаточно, они без войны поселились здесь. С их приходом местные жители стали использовать пашенное земледелие, оно стало основой жизни населения нашего края. Но использовали ещё и подсечный способ земледелия, когда вырубленные деревья высыхали - их сжигали. Был лес, стало поле или огород. Выращивали озимую и яровую рожь, пшеницу, просо, овес, гречиху, коноплю, лен, горох, ячмень, репу, капусту, свеклу, лук, чеснок, редьку. Имели коров, лошадей, овец, свиней. Водили кур, гусей, уток, голубей и лебедей. Дополнительное питание получали, занимаясь охотой, рыболовством, бортничеством, сбором грибов и диких ягод. Были у них свои ремесленники, гончары и кузнецы. В краеведческих музеях Кромской средней школы и Дома культуры можно увидеть обожженные глиняные грузила, костяной гарпун, глиняные кувшины, свистки и многое другое из жизни славян на территории нашего края.
Среди славян обычным делом была кровная месть. Для молодого мужчины считалось доблестью похитить девушку из другого племени и взять её себе в жены. Жену могли получить за выкуп. Практиковалось многоженство.
Жизнь наших предков была трудной и опасной. Мужчины часто гибли в боевых набегах, на охоте - в схватках с лесными хищниками. Как правило, если муж-кормилец погибал, его место занимал младший брат или другой соплеменник. Мужчины должны были быть сильными воинами, удачливыми охотниками, храбрыми защитниками своего племени и рода. В женщинах больше всего ценились трудолюбие и выносливость. Все дети с самого раннего возраста начинали работать наравне со взрослыми.
Жилище строили таким образом: рыли прямоугольную землянку, чаще всего 4 на 4 метра, стены внутри обкладывали нетолстыми бревнами или жердями. Над этой землянкой из бревен строили стены, потом делали двускатную крышу. Полудом, полуземлянка, выложенная изнутри деревом и имеющая двускатную крышу, которая слегка возвышалась над землей, была покрыта дерном. Впоследствии стали делать жилища-срубы. Они представляли собой двухэтажные укреплённые дома, которые обеспечивали неплохую защиту. Все выходы из дома были обращены к реке, так как именно с её помощью в случае необходимости можно было спастись.
Над умершими совершали тризну (проводы). После неё делали большой костёр, клали на него тело и сжигали. Затем, собрав кости, складывали их в малый сосуд и ставили его на столбе у дороги. Такой сосуд есть в музее Дома культуры. Возводили над местом погребения небольшую курганную насыпь.
Отличительной чертой женских захоронений вятичей считаются семилопастные височные кольца. Они есть в кабинете истории Кромской средней школы.
Вятичи платили хазарам дань - по серебряной мелкой монете и белке от дома.
Вся природа, по убеждению наших предков, была живой и населялась добрыми и злыми духами, то есть вера у них была языческая.
Деревни наших предков были тесно связаны друг с другом. Часто они объединялись для защиты от общего врага. Жители соседних деревень имели кровную связь. Обычно в одной деревне жили близкие родственники, представлявшие одну огромную семью. С годами она настолько разрасталась, что представителям младших поколений приходилось выселяться на новое место и создавать новую деревню. Несколько близлежащих деревень были соединены в родовую общину или род. Родовые общины объединялись в племена, которые охватывали родственные поселения целого географического района. Во главе рода стоял старейшина, которого выбирали из числа самых умных и опытных мужчин. Совет старейшин руководил племенем в мирное время, а в военное - воинов племени вёл вождь. Воинами были все взрослые мужчины племени.