Под охраной труда в трудовом законодательстве Российской Федерации понимается система мероприятий (правовых, организационных), обеспечивающих безопасность труда. Государственная политика в области охраны труда реализуется посредством нормативной регламентации охраны труда, принятия соответствующих целевых программ, реализация которых должна осуществляться совместными действиями органов государственной власти, муниципалитетов, работодателей, профсоюзов.
В обязанности работодателя входит обеспечение безопасности использования работниками производственного оборудования, их инструктаж в области охраны труда и медицинские осмотры, предоставление уполномоченным органам материалов и сведений, необходимых для осуществления ими контроля. В процессе разработки производственного оборудования должна быть произведена экспертиза соответствия проектной документации требованиям охраны труда, осуществлен государственный строительный надзор.
К несчастным случаям на производстве относятся телесные повреждения (ожоги, раны, облучения, тепловой удар), произошедшие в процессе осуществления работником трудовой функции.
В зависимости от степени общественной опасности совершенного виновным правонарушения в области охраны труда, наступивших последствий данное лицо подлежит административной или уголовной ответственности.
Статья 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность работодателя за несоблюдение требований охраны труда, порядка осуществления специальной оценки условий труда, за допуск работника к работе при не прохождении им инструктажа или обязательного медицинского осмотра, при наличии медицинских противопоказаний.
Указанные нарушения, повлекшие причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека, смерть человека, смерть двух или более лиц либо причинение крупного ущерба (превышающего 500 тыс. рублей), влекут уголовную ответственность по статьям 143, 216 и 217 Уголовного кодекса Российской Федерации. Обобщая судебную практику по данной категории уголовных дел, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 29 ноября 2018 года № 41 отметил, что вышеуказанные преступления выражаются в неисполнении (ненадлежащем исполнении) лицом обязанностей, повлекшем наступление общественно опасных последствий. Субъектами преступления могут являться руководители организации, ее структурного подразделения, заместители, специалисты, иные лица, ответственные за необеспечение охраны труда.
При расследовании и последующем судебном рассмотрении данных дел подлежит установлению факт нарушения, причинная связь между совершенным виновным правонарушением и последствиями, а также роль самого пострадавшего в происшествии. Разграничение составов преступлений, предусмотренных статьями 143, 216 и 217 УК РФ, осуществляется исходя из разновидности специальных правил, которые были нарушены: уголовно наказуемое несоблюдение общих требований охраны труда квалифицируется по статье 143 УК РФ, нарушение правил безопасности при ведении строительных или иных работ, требований промышленной безопасности опасных производственных объектов — соответственно по статьям 216 и 217 УК РФ.
Максимальное наказание за совершение преступления, предусмотренного частью 3 статьи 143 УК РФ может быть назначено в виде лишения свободы на срок до 5 лет.