Многие граждане говорят о навязывании услуг добровольного страхования имущества при оплате коммунальных платежей в почтовых отделениях.
В связи с этим Территориальный отдел территориального управления Федеральной службы по
надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области в п. Кромы сообщает:
Страхование имущества – это вид страхования, в котором в качестве объекта страхования выступает имущественный интерес, связанный с владением, пользованием и распоряжением имуществом. Страхование имущества для физических лиц носит добровольный характер.
Оператор АО "Почта России" при обращении клиента в отделение связи для осуществления оплаты коммунальных услуг, предлагает гражданам оформить страховую защиту и предоставляет условия страхования. Данный вид страхования является добровольным, а оплата страховой премии является подтверждением согласия страхователя на оформление услуги страхования.
Таким образом, сотрудники почтовых отделений АО "Почта России" обязаны ознакомить клиентов с условиями приобретения страхового продукта и предложить его приобрести, но принятие решения о необходимости заключения данного договора является правом потребителя.
Согласие или отказ клиента от заключения договора страхования не должны влиять на предоставление остальных услуг, оказываемых АО "Почта России".
Согласно п.2 ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 "О защите прав потребителей" запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме.
В силу п. 3 ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 "О защите прав потребителей" продавец (исполнитель) не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы.
В случае если потребителю будет отказано в принятии платежей без заключения договора добровольного страхования имущества потребитель вправе предъявить оператору почтовой связи претензию.
Кроме того, если у потребителя нет необходимости в получении страхового продукта в рамках уже заключенного договора добровольного страхования, в соответствии с Указаниями Банка России от 20.11.2015 № 3854-У "О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования" страхователь имеет право расторгнуть договор страхования в течение 14 календарных дней, обратившись непосредственно к страховщику. Уплаченная страховая премия подлежит возврату страховщиком страхователю в полном объеме.
С учетом изложенного, Роспотребнадзор рекомендует потребителям более внимательно относится к предложениям, предлагаемым при оплате жилищно-коммунальных услуг.
Дополнительную консультацию по вопросам защиты прав потребителей, а также помощь в подготовке претензии можно получить по телефону 8(48 643) 2-15-98 и в консультационном центре для потребителей ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области": г. Орел, ул. Карачевская, д.56а, тел. 8(4862) 75-02-76.