В январе в Госдуму был внесен законопроект о постинтернатном сопровождении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проект закона комментирует эксперт Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Алексей Ястребов.
Под постинтернатным сопровождением понимается процесс адаптации воспитанников детских домов к социальным условиям, когда выпускник входит в самостоятельную жизнь. В системе работы по защите прав детей-сирот это направление является одним из наиболее значимых. Согласно официальным данным, большинство из них становятся неблагополучными элементами общества, и только десятая часть находит свое место в жизни. Покидая детский дом или школу-интернат, эти молодые люди оказываются недостаточно готовыми к взрослой жизни. У них возникает много проблем, связанных с трудоустройством, финансами, решением жилищных и социально-бытовых вопросов. Для помощи им в регионах была создана система постинтернатного сопровождения, которая предусматривает оказание юридической помощи, содействие в получении образования, в трудоустройстве, в обеспечении реализации права на жилое помещение, в решении трудных жизненных ситуаций и защите прав.
В настоящее время организация постинтернатного сопровождения относится к полномочиям субъектов РФ, в которых реализуются различные модели такого сопровождения (центры постинтернатной адаптации, социальные гостиницы, наставничество, клубы поддержки выпускников и др.). Однако, на федеральном уровне отсутствует нормативно-правовая база, регулирующая данные общественные отношения.
Законопроект предусматривает также введение постинтернатного сопровождения детей-сирот, потерявших в период обучения обоих родителей либо единственного родителя. Он рассматривается как первый этап реформирования федерального законодательства. В дальнейшем предполагается распространить федеральные нормы на всех детей данной категории.
По мнению Алексея Ястребова, необходимо разработать и закрепить на федеральном уровне понятие "постинтернатное сопровождение", а также выработать единые нормы и стандарты такого сопровождения, развитие которых предстоит осуществлять в рамках законодательства субъектов РФ. Это позволит оптимизировать деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ и учреждений в данной сфере, создаст условия, способные гарантировать качество постинтернатного сопровождения независимо от региона проживания выпускника.