радостно прожить
период детства
За последние годы ни одна из систем социума не подвергалась таким серьезным и глубоким преобразованиям, как система образования. Происходящие в ней перемены ставят перед нами, педагогами, новые задачи, требуют новых подходов и новых управленческих решений. Как сказал великий Альберт Энштейн : "Разум, однажды расширивший свои границы, никогда не вернется в прежние". Время, в котором мы живем и работаем, диктует современные подходы к развитию образования, ставит перед нами важные задачи.
Образовательное пространство Краснозоренского района - это не просто отдельные образовательные организации. Это единая система, включающая в себя детские сады, школы, учреждение дополнительного образования. Несмотря на то, что каждый тип образовательной организации реализует свою образовательную программу, имеет свои цели и задачи в формировании будущего поколения, все они объединены единым звеном – личность ребенка.
Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека. Это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых. Родители и те категории работников, которые проводят с детьми практически целый день, полноценно участвуют в образовательном и воспитательном процессах, отвечают за обеспечение безопасности, сохранение здоровья детей. Поэтому наша миссия – обеспечить взаимодействие дошкольного образовательного учреждения, семьи и социума, для того чтобы дать возможность каждому малышу "радостно и содержательно прожить период детства". Сегодня дошкольное образование призвано вернуть в детство игру. Ту самую, познавательную, исследовательскую, творческую, в которой ребёнок учится общаться, взаимодействовать, с помощью которой он познаёт мир, отношения объектов и людей в этом мире. Это игра, в которой ребёнок "примеряет" на себя разные роли, в которой развивается его речь, память, внимание, мышление, эмоции, воображение, игра, в которой малыш взрослеет. Педагогам и родителям сегодня необходимо понимать, что главное в детском саду – формирование личностных качеств, раскрытие потенциала ребенка, привитие ему желания познавать новое, социализировать его в сложной окружающей среде.
В районе функционируют 7 дошкольных образовательных учреждений, которые посещают 176 детей. Воспитательно-образовательный процесс в дошкольных образовательных учреждениях осуществляют 21 педагогический работник, в том числе: 7 заведующих, 13 воспитателей, 1 музыкальный руководитель. Шесть воспитателей (46 %) имеют высшее образование, из них -3 педагогическое; 7 воспитателей (54 %) – среднее специальное педагогическое образование; 62% воспитателей имеют высшую и первую квалификационные категории. Использование эффективных технологий в образовательном процессе ДОУ требует высокой квалификации педагогических работников учреждений. Все педагоги своевременно, согласно графику, повышают свою квалификацию через курсы, программу по самообразованию, изучая новинки методической литературы, общаясь с коллегами. В настоящее время 2 из 3 воспитателей (МБДОУ Краснозоренский детский сад, МБДОУ Ключиковский детский сад) прошли профессиональную переподготовку на базе бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования "Институт развития образования" по программе "Дошкольное образование". Это важно для обеспечения качества дошкольного образования в ситуации перехода к стандартам. Мир стал другим, сегодня главным в воспитательной программе педагога становится каждый ребенок с его индивидуальными возможностями. Мы не обучаем в детском саду! Мы формируем маленького человека, поддерживая его инициативу и желание познавать мир, себя, своих друзей.
Ключевой фигурой, с которой связано достижение качества, является, бесспорно, воспитатель. Чтобы работать в детском саду, надо обладать огромным запасом душевного тепла. Детство, наполненное добротой и доверием, пониманием и счастьем, бесценно. Оно, как гавань, в которую можно вернуться и укрыться от шторма и вновь отправиться в плаванье. Эта тихая гавань всегда остается с человеком. Поэтому пока ребенок находится в дошкольном возрасте, надо успеть воспитать его добрым, любознательным, а, главное, счастливым! Чтобы, вспоминая свое детство и детский сад, в который ребенок ходил до школы, у него оставались яркие впечатления и ощущение безмятежного и бесконечного счастья.
Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющем его сердце А помогают ему в этом воспитатели, такие как Шевякова Маргарита Иосифовна, Головина Светлана Ивановна, Иванова Елена Алексеевна, Катюшина Елена Анатольевна, заведующие: Внукова Валентина Николаевна, Хрипкова Вера Владимировна, Филина Галина Владимировна, Данилова Наталья Степановна, Пронина Валентина Николаевна, Новикова Светлана Алексеевна, Мышлявцева Светлана Ивановна. Дошкольные работники всегда молоды душой, неугомонны и азартны. Маленький человек чувствует ласку, доброе отношение своих наставников. А иначе нельзя, потому что утром их встречают, а вечером провожают преданные взгляды детей. Дети - чистые, искренние, каждый с искринкой Божьей. Их не обманешь, ведь они живут и видят сердцем. Работая с ними, приятно видеть результат своих усилий, своего труда.
выполняя задачу,
поставленную президентом страны
Мы рады, что администрация нашего района уделяет должное внимание нашим самым маленьким гражданам, делает всё, чтобы им было комфортно.
В 2015, 2016 годах открылись два современных детских садика, в которых созданы все условия для успешного и комфортного воспитательно-образовательного процесса. Помещения полностью оборудованы сертифицированной детской мебелью, игровым, спортивным и технологическим оборудованием нового поколения, отвечающим требованиям санитарных норм. Здания оснащены системами пожарной и антитеррористической безопасности. По всей территории детских садов установлено видеонаблюдение.
Во всех дошкольных образовательных учреждениях к началу нового учебного года сделан ремонт. Большая работа по ремонту кровли, фасада, замене окон проведена в Ключиковском детском саду. В новом учебном году все учреждения района будут функционировать согласно режиму.
С целью обеспечения доступности и оптимизации получения муниципальной услуги по приему заявлений на зачисление в муниципальное дошкольное учреждение, а также постановке на соответствующий учет родителям и законным представителям детей дошкольного возраста в настоящее время предоставлена возможность получить эту услугу в электронном виде через систему Интернет на Едином портале государственных услуг, при личном обращении в Отдел образования или через МФЦ. В целях прозрачности, открытости и достоверности введена в эксплуатацию автоматизированная информационная система "Электронный детский сад". Таким образом, в районе выполняется задача, поставленная Президентом и Правительством Российской Федерации, о полном обеспечении детей местами в детских садах.
ключевая тема модернизации
В муниципальной системе общего образования на конец прошедшего учебного года функционировало 6 средних общеобразовательных школ и 2 основных, в которых обучалось 576 учеников:1 ступень - 223 обучающихся, 2 ступень - 314 и 3 ступень - 39 обучающихся. Практически все школьники (98,8%) занимались в первую смену.
Подвоз 72 обучающихся на школьных автобусах осуществляли 3 общеобразовательные школы (МБОУ Краснозоренская СОШ, Малиновская СОШ, Больше-Чернавская СОШ им. В. Г. Алдошина, филиал д. Зверево-Бакулино, филиал д. Протасово). Все автобусы оснащены тахографами, имеют спутниковую навигацию ГЛОНАСС.
В целях сокращения неэффективных расходов в сфере образования на территории Краснозоренского района проводятся мероприятия по оптимизации сети образовательных учреждений. К сожалению, реалии времени ставят нас в определенные условия, призывают жить только в рамках утвержденных финансовых нормативов. Так, в 2017 году принято решение о ликвидации филиала д. Протасово Больше-Чернавской средней школы. Для предоставления доступного образования, в сответствии с Законом "Об образовании в РФ" учащимся организован подвоз в базовую школу.
Реализация ФГОС – ключевая тема модернизации общего образования. С 1 сентября 2017 года обучающиеся 1-8 классов уже обучаются по новым стандартам.
Вопросы перехода основной школы на стандарты второго поколения - стали темой родительских собраний во всех средних и основных общеобразовательных школах. Информирование родителей и общественности по вопросам поэтапного введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования системно осуществляется также через сайты образовательных учреждений, публикации в средствах массовой информации.
В Краснозоренском районе формируется муниципальная система оценки качества образования. На уровне образовательного учреждения оценка качества образования представлена двумя процедурами: государственной итоговой аттестацией выпускников, освоивших образовательные программы основного и среднего общего образования, - как процедура внешней оценки, а также промежуточной и текущей аттестацией учащихся - в рамках внутренней системы контроля качества образования.
Необходимо отметить, что промежуточная аттестация – это процедура, регламентированная самим учреждением.
Основой качества образования является государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х-11-х классов. Что же изменилось в процедурах проведения государственной итоговой аттестации в учебном году? Девятиклассники помимо русского языка и математики выбирали еще 2 предмета для обязательной сдачи, при этом, если в 2016 году результаты предметов по выбору не учитывались при выставлении оценок в аттестат об основном общем образовании, то в 2017 году баллы выставлялись уже с помощью федеральной шкалы и влияли на оценку в аттестате.
При сдаче ЕГЭ исключены из структуры КИМ задания с выбором ответа.
Общеобразовательные учреждени района участвовали в государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ в 11-х классах (18 обучающихся) и в 9-х классах (62 обучающихся, из них: ГВЭ – 1 обучающийся, 61 ученик – ОГЭ). По итогам государственной (итоговой) аттестации в 2016-2017 учебном году документ о среднем полном образовании получили все выпускники, а Балева Дарья (МБОУ Краснозоренская СОШ) окончила школу с золотой медалью "За особые успехи в учении".
Диапазон выбираемых учебных предметов у выпускников 11-х классов, несомненно, связан с предметами, которые прогнозировали выбор высшего учебного заведения: химия, биология, история, обществознание, физика. Высокие баллы, полученные выпускниками на ЕГЭ, - это гордость педагога-наставника, школы и всего района.
Да, есть чему радоваться, но результаты обязательного экзамена по математике, требуют качественных изменений преподавания предмета. Поэтому одним из основных направлений деятельности методических советов школ, районного методического объединения учителей математики должна стать корректировка практических шагов по реализации концепции развития математического образования. При этом важной составляющей подготовки к ЕГЭ остаётся масштабная информационно-разъяснительная работа с учащимися и родителями и психологическая подготовка к участию в экзаменационной компании и детей, и педагогов.
Уже давно все понимают, что результат образования – это не только цифры успеваемости и баллы ЕГЭ и ГИА, это способность ребёнка применить полученные знания как на уроке, так и представить их в различных интеллектуальных состязаниях.
критерий деятельности педагогов
Одним из методов, с помощью которого можно отслеживать качество образования учащихся, является педагогический мониторинг.
Возможность проанализировать успешность освоения образовательных программ на этапе завершения начального общего образования предоставляют ежегодные комплексные итоговые контрольные работы, позволяющие оценить уровень сформированности предметных универсальных учебных действий. В 2017 году в них приняли участие и школьники нашего района. Большинство продемонстрировали хорошие результаты и готовы успешно осваивать программы основной школы.
Без получения объективной и надежной информации об уровне и качестве подготовки учащихся невозможно оценить эффективность работы учителей и принимать обоснованные решения, связанные с обеспечением качества школьного образования. Это определяет актуальность и практическую значимость проводимой в предстоящем учебном году работы.
На сегодняшний день утвержден план проведения независимой оценки качества подготовки обучающихся на 2017 – 2018 учебный год, включающий в себя : готовность первоклассников к обучению в общеобразовательной организации – сентябрь; оценку читательской грамотности в 5 классах – октябрь- ноябрь; мониторинговые исследования по истории в 8 классе – январь, русскому языку, математике, литературному чтению во 2 классе –сентябрь - октябрь, математике в 6 классе - март – апрель, литературе в 8-10 – ых классах - ноябрь – декабрь.
Результаты проведенных мониторингов будут содержать информацию о качестве условий реализации основной образовательной программы, об успешности достижения планируемых результатов, об уровнях индивидуальных достижений обучающихся, о результатах выполнения отдельных заданий, а также рекомендации по совершенствованию качества образования. Полученные результаты независимой оценки качества подготовки обучающихся позволят образовательным организациям своевременно выработать меры по совершенствованию образовательной деятельности.
Модернизация содержания образования – еще одно ключевое направление деятельности педагогических коллективов в новом учебном году.
С 1 сентября 2016 года школы России начали работу по новому историко-культурному стандарту и в течение двух-трех лет перейдут на новые учебники истории, которые призваны нести ключевые образцы патриотизма и культуры. Перед нашей школой стоит сегодня задача обновления исторического образования, обеспечения его соответствия последним научным результатам и стандартам, принятым в историческом научном сообществе. Курс истории должен стать опорным в системе гуманитарного образования, усилить не только образовательный, но и воспитательный потенциал.
Концепция школьного филологического образования, бесспорно, станет одной из мер повышения качества преподавания русского языка и литературы. Концепция нацелена на воспитание духовной личности и укрепление культурно-образовательного единства России. Она предлагает базовый список литературных произведений для изучения в школе и сохраняет главный принцип преподавания литературы – обращение к лучшим образцам классики. В российскую школу вернулось сочинение. Известный публицист Павлов писал: "Люди, которые не умеют и не учатся связно говорить и писать, как правило, не умеют и не учатся думать". В прошедшем учебном году все наши школьники справились с сочинением и получили допуск к государственной итоговой аттестации, однако региональными экспертами было отмечено, что многие учащиеся невнимательно "читают тему", а значит "пишут не по теме". Учителям русского языка и литературы предстоит возродить традиции написания сочинения как самостоятельной творческой работы.
Плановая работа по развитию математического образования должна быть организована в каждой образовательной организации, исходя из ее ключевой идеи – "нет детей, неспособных к математике". В конечном итоге, считают профессионалы, математическое образование может стать частью нашей национальной идеи, конкурентным преимуществом страны, а высокая математическая культура граждан – базой для инновационных разработок и нестандартных решений сложных социально-экономических задач.
Новым содержанием в ушедшем учебном году были наполнены и занятия физической культурой, в связи с внедрением во всех образовательных учреждениях Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО). Развитие инфраструктуры спорта – важная муниципальная задача. Мы рады возможности получать средства федерального бюджета на развитие школьной инфраструктуры на селе и участвовать в федеральном проекте.
Задачей системы образования остается обеспечение доступности качественного образования для всех категорий детей. Работа с детьми с особыми возможностями здоровья строится через развитие инклюзивного образования.
Один из приоритетов политики в сфере образования - обеспечение доступности качественного образования для детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья. Для нас - это дети с особыми образовательными потребностями. Наша система образования имеет возможности, создав условия для обучения особых детей, дать им шанс на будущее, получить профессию, изменить отношение в обществе к людям с ограниченными возможностями. Для реализации поставленных целей в образовательных учреждениях разработаны адаптированные программы, педагоги прошли соответствующую курсовую подготовку.
Понимание всего этого позволяет всем образовательным учреждениям района действовать в едином русле, создавая условия для развития ребенка и оказывая помощь в его дальнейшем определении в жизни.