Владимир Путин, Президент РФ: "Талантливые дети - это достояние науки, и мы должны предусмотреть дополнительные возможности поддержки для тех, кто уже в школе проявил склонности к какому – либо творчеству и изобретательности".
В документах федерального уровня последних лет работа с талантливыми детьми обозначена как приоритетное направление, обуславливающее инновационный путь развития страны.
О том, как поставлена эта работа в Краснозоренской средней школе, мы попросили рассказать заместителя директора ее Наталью Чернышову.
- В ФГОС прописан социальный заказ общества, ориентированный на творческую, активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях. Это находит отражение в создании новых условий обучения школьников, направленных на оптимальное развитие одаренных детей (включая детей, чья одаренность на настоящий момент, может быть, еще не проявилась), а также просто детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.
Как помочь маленькому человеку проявить свои таланты? На этот вопрос современная школа должна дать ответ.
-В каждом человеке— солнце. Только дайте ему светить, - говорил еще в древности Сократ. Наталья Анатольевна, а по каким признакам можно определить одаренного ребенка?
- Одаренного ребенка всегда можно узнать. Он обладает ярким темпераментом, независимостью в суждениях, глубиной знаний в той или иной области, легкостью обучения и усвоения материала. Он может долго концентрировать свое внимание на интересующих его вещах.
- Да, но многие великие люди признавались, что в школе не числились в лучших учениках, иногда хулиганили и даже были отчислены из числа воспитанников. Однако, спустя годы, стали очень известными в стране и в мире людьми. Видимо, здесь сказывается что – то другое.
-Вы подразумеваете гены? И это же. Но без упорства, настойчивости и стремления высот не достичь. То есть нужна работа над собой. Иногда в детстве некоторые не понимают, что конкретно им нужно, чего хотят. И тут очень важна подсказка взрослых, рассмотревших в ребенке склонность к чему - либо полезному.
- Я вас поняла: надо помочь ему раскрыть талант в том или ином направлении. Так какие же действия школа предпринимает для этого?
- Работа с такими учащимися распадается на две формы – урочную и внеурочную. Урочная деятельность включает в себя, уроки, элективные предметы, курсы, олимпиады, конкурсы, викторины, индивидуальную работу и работу в группах.
Педагоги школы широко используют на них эффективные образовательные технологии. Это: и проблемное обучение, и проектная и исследовательская деятельность, и т.д. В проектной деятельности преуспели учителя начальной школы. Проекты позволяют приобрести школьникам первоначальный опыт проведения исследовательских работ, самостоятельно научиться добывать знания, используя литературу, ИКТ ресурсы, рекомендации учителя. За прошедший учебный год было сделано несколько проектов, такие, как: "Моя малая родина" - 1 классы; "Осень в пословицах, загадках, поговорках", "Математические сказки" и "Школа кулинаров" - 3 классы; "Домашние любимцы" и "Родной край – моя Орловщина" - 4 классы и т. д.
Выступая перед сверстниками, ребята учатся представлять свои работы, дискутировать, отстаивать свою точку зрения. А это уже первые шажочки к раскрытию одаренности.
Небольшие доклады, презентации, разбор приготовленных к занятию занимательных задач – это также первые шаги учеников.
В рамках введения ФГОС второго поколения задача одаренности решается и на внеурочных занятиях (отв. Пирогова В.И.). Время, отведенное на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. Поэтому все направления внеурочной деятельности мы рассматриваем как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ, при которых любой ребенок мог бы продвигаться по пути к собственному совершенству, умел мыслить самостоятельно, нестандартно.
Нельзя оставить без внимания и систему дополнительного образования, которая направлена на создание условий для развития творческих способностей школьника. Мы тесно взаимодействуем ДЮСШ, школой искусств, с библиотекой, где часто проходят уроки, организуются встречи с интересными людьми. Осуществляется также профессиональная ориентация школьников.
Одной из наиболее эффективных форм работы по выявлению и развитию одаренных детей являются олимпиады.
В прошедшем учебном году приняли участие в школьном туре 282 ученика (5 —11 классы). Из них в одной олимпиаде - 89 обучающихся. Из победителей была сформирована школьная команда для участия в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады, где наши воспитанники показали хорошие результаты.
В этом учебном году в школьном туре было зарегистрировано 275 детей с учетом участия некоторых из них в пяти и более олимпиадах(с 8 по 11 классы - Сопнева Марина, Горячева Ирина, Сальников Никита, Чернышова Настя, Потапов Артем, Алекян Геворг, Жолудева Полина, Занина Лиза, Матюшкина Карина, Мосин Андрей, Прохорова Лиза, Плешанова Валерия, Стеблецов Владимир; с 5 по 7 классы – Внукова Таня, Кохонова Лиза, Балева Полина, Хакимова Ксения, Алекян Левон, Григорьев Арсен, Полякова Наташа). Победителями и призерами стали 85 обучающихся.
Учащиеся младших классов принимали участие в интернет – олимпиадах разного уровня: Всероссийской метапредметной олимпиаде "Новые знания" для учащихся 2-4 классов (22 обучающихся), онлайн олимпиаде "Плюс" (9 обучающихся начальных классов, 4 обучающихся 5 классов, 2 обучающихся 6 классов и 3 обучающихся 7 классов).
В мае 2017 года обучающиеся 3-4 классов участвовали в онлайн мероприятии "Метапредметная олимпиада младших школьников с использованием ИКТ "Знаю, умею, действую!"(12 обучающихся).
Совершенствуется система конкурсных мероприятий по выявлению одаренных детей. Так, в течение 2016-2017 учебного года наши обучающиеся приняли участие в таких конкурсах, как "Юный любитель сельскохозяйственных животных (учитель Михайлова В.А.), "Орловщина литературная" (Устинова Е.В.), "Лидер военно-патриотического движения Орловщины" (Потапова Е.В.), слет ученических производственных бригад - регионального значения(Горностаева Н.Н.), конкурс "Живое слово" - районного (Пирогова В.И. и Устинова Е.В.), "С чего начинается Родина?" - международного значения(Михайлова В.А.).
Два раза команда 7 "б" занимала первое место в региональном этапе спортивных соревнований "Президентские состязания" (Быковская Н.Ф.).
В школе работает этнографическая комната (руководитель Стеблецова А.А.). Это не просто комната, где хранятся предметы старины, но и пространство, в котором можно создавать новые вещи на основе старых технологий, изучать ремесла и отдельные виды рукоделия. Здесь ребята также проявляют свои таланты.
Традиционным методом работы с детьми является проведение учителями предметных недель(руководители МО Пирогова В.И., Быковская Н.Ф., Гришина Л.Н., Овсянникова А.А., Потапова Н.В., Потапова Е.В.), включающих в себя ряд мероприятий, цель которых выявить более способных учащихся в той или иной предметной области.
Однако для успешного развития ребенка недостаточно усилий учителей, здесь необходимо влияние родителей. Поэтому педагоги активно сотрудничают с ними, приглашают на беседы, проводят индивидуальные консультации. Вера в возможности ребенка и мастерство родителей и педагогов может творить чудеса.
- В Послании Федеральному собранию Президент РФ В.Путин отметил: "Талантливые дети - это достояние науки, и мы должны предусмотреть дополнительные возможности поддержки для тех, кто уже в школе проявил склонности к какому – либо творчеству и изобретательности". Скажите, как осуществляется поддержка одаренных детей вашей школы?
- За последние годы четверо наших учащихся были стипендиатами губернатора – Женя Романов, Наташа Трубицына, Дарья Балева и Полина Жолудева. 20 детей по итогам 2016-2017 учебного года получили стипендии главы района. Проявившие себя в различных направлениях деятельности учащиеся получают также путевки на оздоровление и отдых во Всероссийский детский лагерь "Орленок". Ну и фотографии их заносятся на школьную Доску почета.
- И последний вопрос. Наталья Анатольевна, а получились ли из талантливых обучающих яркие личности? Например, из тех же Жени Романова и Наташи Трубицыной, картины которых выставлялись даже на международных выставках. Как сложилась их судьба?
- Картины этих одаренных ребят украшают стены нашей школы и до сего времени. Но, к сожалению, живопись для них оказалась всего лишь хобби, а профессии они выбрали другие. Наташа окончила юридическую академию, а Женя тоже связал свою судьбу с юриспруденцией. Хотя из них бы вышли прекрасные художники.
В заключение следует сказать, что работа педагога с одаренными детьми это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя постоянного роста мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.
Беседу вела Галина Ермолова