Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Районная общественно-политическая газета Лиманского муниципального района Астраханской области

416410, Астраханская область, п.г.т. Лиман, ул. Ленина, 44
телефон: +7 (85147) 2-26-44
e-mail: limvestnic@astranet.ru

"Чердынь", "Марат"...

В номере районной газеты от 22 августа был напечатан материал моей землячки Л. Усовой "Частичка судьбы каждого из нас" об Олинской пристани.

Прочитала с большим интересом о пароходах, людях, работавших на водном транспорте. Об олинских организациях, хозяйствах и коллективах прошлых лет в "Лиманском вестнике" рассказывалось много разными авторами. В том числе сама писала о том, что знаю и помню. Но такая подробная информация о пристани появилась впервые. Рада, что сохраняется история, ведь пристань, действительно, связана с судьбой каждого представителя старшего поколения, и не только: "Ракеты" и "Метеоры" застали и молодые люди.

Пишу, чтобы чуть дополнить материал. Наша семья проживала и проживает около берега реки Бахтемир, поэтому наблюдали жизнь пристани, как к ней спешили люди, как приезжали и уезжали, как отправляли и принимали грузы. Особую роль сыграл водный транспорт во время Великой Отечественной войны. Запомнились столбы пыли на дороге к пристани — это гнали скот, большое поголовье овец переправляли на восток страны. Тут приставали военные корабли. На берег сходили моряки. Некоторые из них бывали у нас (что-нибудь спрашивали), общались с моим дедушкой Балашовым Семёном Ивановичем. До сих пор стоит перед глазами картина, как матрос несёт из пекарни на борт блюдо с тестом. Недалеко от нас находилась пекарня. Видно, хлеб был ещё не готов, так морякам дали тесто. Благодаря пристани я увидела отца Уланова Константина Владимировича перед отправкой на фронт. Его с другими мужчинами везли на шхуне. Была возможность остановиться дома на один день. Все были рады нечаянному свиданию. Как потом оказалось, та встреча стала последней. Больше папу не видели. Он погиб в Польше.

Насчёт пассажирских пароходов: кроме упомянутых названий "Чердынь" и "Марат", было ещё одно - "Степан Здоровцев". Когда я преподавала историю и занималась с ребятами краеведением, мы решили узнать, почему пароход назвали в честь этого защитника Родины. Оля Куркина обратилась в Астраханский краеведческий музей и узнала адрес жены Степана Здоровцева. Написала ей письмо и получила ответ. Супруга рассказала, что Степан Здоровцев в первые дни Великой Отечественной войны совершил таран вражеского самолёта, сохранив при этом свою машину, что за этот подвиг был удостоен звания Героя Советского Союза. Вскоре после этого лётчик погиб в неравном воздушном бою. Первым героям посвятил стихотворение "Первые три" Василий Лебедев-Кумач:

"Здоровцев, Харитонов, Жуков!

Вас обнимает вся страна!

И все, от дедов и до внуков,

Твердят родные имена.

Пусть множатся ряды героев,

Пусть в наши грозовые дни

Дерутся все, как эти трое,

И побеждают, как они!"

До войны Степан Здоровцев жил в Астрахани, работал в судоремонтных мастерских, в рыбном промысле, был начальником Астраханской городской спасательной станции ОСВОД, получил специальность водолаза. Поэтому астраханский пароход назвали этим именем. Судьба лётчика очень нас заинтересовала, мы с учащимися оформили альбом про него, который хранится теперь в Олинском школьном музее. Собранный нами материал используют на классных часах.

Нельзя не вспомнить начальника пристани Бучина Петра Степановича, чья жизнь была неразрывно связана с волжской военной флотилией, мобилизацией населения. У Бучина был хороший голос. Именно Пётр Степанович громко объявил о Великой Победе.

В мирное время на Олинской пристани тоже всегда было оживлённо. Люди брали билеты, ждали, провожали, фотографировались. С подходивших пароходов раздавалась музыка. Помню, как разливался над рекой красивый голос Клавдии Шульженко.

А при начальнике пристани Панченко Валентине Ивановиче преобразилась прилегающая территория, стало красивее. Появились два тополя. На пристани по вечерам проводились танцы. После Панченко начальником работал Костин Иван Андреевич.

Моя учёба в Астраханском педагогическом институте тоже связана с водным сообщением. Садились на пароход вечером, а утром прибывали в город.

Статья Л. Усовой глубоко тронула меня. Перед глазами пронеслись детство, юность, молодость. С радостью увидела на фотографии знакомые лица сельчан. Автор написала, что снимок парохода "Чердынь" не нашла. А у меня сохранилось вот это фото. Я с распущенными волосами сижу на корточках впереди. Какой стоял пароход тогда, уже не помню.

Автор: Нестерова, ветеран педагогического труда, с.Оля В.К.

По этой теме: Лиманский районБахтемирЗемляки

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 1450

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика