Они якобы оформляют отсрочки по банковским кредитам, рассказывают о положенных денежных компенсациях в связи с пандемией, предлагают пройти тест на коронавирус и готовы закупить продукты, если вы пенсионер. На самом деле – вводят в заблуждение, выманивают реквизиты банковской карты и получают доступ к нашим финансам. Аферисты наживаются на ситуации с коронавирусом.
"В последнее время Банк России фиксирует всплеск активности злоумышленников, связанный с темой пандемии. Это новые "сценарии" обмана хищения денег с банковских счетов граждан с применением социальной инженерии", – рассказывает Алексей Жуков, эксперт Отделения Астрахань Южного ГУ Банка России.
Иными словами, человека вводят в заблуждение, и он предоставляет мошенникам конфиденциальные сведения – свои персональные данные, реквизиты карты, логин и пароль интернет-банка, пароль из смс, либо побуждают самостоятельно совершить платеж на некий счет.
По данным ФинЦЕРТА Банка России, 7 из 10 случаев кражи денег с банковских карт в 2019 году совершены в результате мошеннического обмана граждан.
Телефонные звонки якобы из вашего банка или госведомств
"В частности, речь идет о телефонном мошенничестве, обзвоне людей под предлогами, связанными с оказанием разного характера помощи в период пандемии. Так, человеку может поступить звонок якобы из банка с предложением отсрочки по выплате кредита, предоставления льгот, возврата денег за авиабилеты", – рассказывает Алексей Жуков.
Кроме того, киберпреступники могут представиться сотрудниками медорганизации, предложив услуги по диагностике коронавирусной инфекции, или волонтерами, предложив помощь. В каждом из таких случаев цель одна – завладеть данными вашей платёжной картой.
"Мошенник может обратиться к вам по имени и отчеству, говорить чётко и уверенно, владеть профессиональной лексикой. Всё это усыпляет бдительность. Конфиденциальную информацию о карте преступники, как правило, не спрашивают напрямую. И человек может не заподозрить подвоха. Звонящий может сказать, например, что ему не нужны ваши данные, это же запрещено, а попросит ввести цифры в тональном режиме или как будто переключит на робот-систему, которой и нужно продиктовать номер карты и СVC-код. Однако это лишь ещё одна уловка", – поясняет эксперт.
Сети в Интернете
В условиях карантина многие астраханцы, как и большинство россиян, ушли в онлайн. Заказ еды, работа с электронной почтой, сайтами банков, порталами госсервисов, дистанционное общение на разных ресурсах, обучение. Когда наше присутствие в сети увеличилось в разы, возросли риски встретить киберпреступников. Чаще всего аферы с платежными картами происходят именно в Интернете.
Также отмечен рост количества фишинговых рассылок – электронных писем, смс, которые содержат ссылки на мошеннические сайты. В этих рассылках могут сообщать о полагающейся компенсации в связи с распространением коронавируса, беспроцентной рассрочке, кредитных каникулах, льготах. Причём, эти предложения могут быть как якобы от банков, так и как будто бы от госведомств, федеральных и муниципальных организаций.
Пользуясь ситуацией, злоумышленники провоцируют людей открывать эти сомнительные письма, переходить по ссылкам от неизвестных пользователей. Заинтриговав, заманив на поддельный сайт, просят "подтвердить учетную запись" или "активировать доступ к счету". Сайты часто подделывают под узнаваемый бренд. Если вы не распознаёте обман, введёте данные карты, логины, пароли, то потеряете деньги – переведёте какую-то сумму мошенникам или вовсе обеспечите им доступ к вашим финансам.
Регулятор взаимодействует с банками и правоохранительными органами. Предпринимаются шаги по блокировке мошеннических номеров и поддельных сайтов. Однако самим гражданам важно быть начеку.
Если мне звонит мошенник, что делать?
Эксперты рекомендуют немедленно прекратить разговор и положить трубку. Если вам звонили от имени банка, сами свяжитесь со своим банком. Но ни в коем случае не перезванивайте по тому входящему номеру, с которого поступил звонок, ведь мошенники научились маскировать свои номера под банковские. Технически это возможно. Даже если на экране телефона номер вашего банка – не стоит быть доверчивым. Вам необходимо перезвонить только по номеру горячей линии, указанному на оборотной стороне вашей платежной карты или на официальном сайте банка.
"Уточните у оператора, действительно ли с вами пытался поговорить сотрудник банка. Если – нет, сообщите своему банку о звонке мошенника, о мошеннической попытке. Единственное, что можно при необходимости назвать менеджеру и при условии, что вы сами звоните в банк, так это кодовое слово. Если вам звонили и представились сотрудником какого-то ведомства, а вы ждёте решения по конкретному вопросу от этой организации, обратитесь туда сами. Выясняя ситуацию, ни под какими предлогами, никаким специалистам не сообщайте реквизиты вашей платёжной карты, пароли из смс. Если вас консультируют дистанционно и в разговоре просят, например, назвать номер карты и СVC, войти в личный кабинет интернет-банка, совершить денежный перевод каким-то людям, платёж за якобы посреднические услуги – это мошенники. Никто не имеет права знать или спрашивать у вас такие сведения", – комментирует Алексей Жуков.
Банки обязаны возвращать гражданам средства, похищенные в результате несанкционированного списания, но при условии, что клиент не сообщал третьим лицам конфиденциальную информацию. Если вы назвали реквизиты карты, пароли, сообщили персональные данные, ввели логины и пароли по чьей-то просьбе, то вернуть деньги через банк не получится. Необходимо будет обращаться с заявлением в правоохранительные органы.