Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Районная общественно-политическая газета Лиманского муниципального района Астраханской области

416410, Астраханская область, п.г.т. Лиман, ул. Ленина, 44
телефон: +7 (85147) 2-26-44
e-mail: limvestnic@astranet.ru

Мученики за веру

О людях, которые погибли, но не предали свою веру.

В ХХ веке Русская православная церковь пережила семидесятилетнее гонение, сопоставимое разве что с гонениями на христиан времён Римской империи. Когда–то император Диоклетиан провозгласил: "Да погибнет имя христианское" Пожалуй, впервые со времен Диоклетиана советская власть задалась такой же целью: полностью уничтожить Церковь, веру во Христа и самое Его имя на земле.

Исполнителями этой безумной программы стали миллионы наших соотечественников, в значительном большинстве своём принадлежавших до того к Православной церкви. Многие из тех, кто убивал священников, взрывал храмы, разорял и грабил монастыри, осквернял святыни, и уж конечно, из тех, кто с чувством глубокого удовлетворения взирал на это, когда-то ходили на исповедь, причащались, были крещены. Политика воинствующего атеизма, осуществлявшаяся в Советской стране, была не только явлением идейной борьбы, но и в первую очередь – духовным предательством, актом массового отступничества.

Гибель России после такого предательства была бы полной и бесповоротной, если бы не самоотверженная вера тех, кто и под страхом смерти не оставил Церковь, кто продолжал жить в ней и служить ей до последнего часа. Многие пострадали, многие были убиты. Точное их количество неизвестно и никогда не будет известно. Согласно древнейшей церковной традиции, восходящей к апостольским временам, все те, кто принял смерть за веру во Христа, почитаются как святые.

Сегодня в этой статье у меня есть уникальная возможность рассказать о людях, которые погибли, но не предали свою веру. Архиерейский собор Русской православной церкви в 2000 году прославил их: и известных по именам, и всех безвестных мучеников и исповедников, пострадавших за веру в СССР. Поимённо канонизированных новомучеников и исповедников российских около тысячи восьмисот. В базе данных содержатся сведения уже о десятках тысяч пострадавших за веру. По самым приблизительным оценкам, общее их количество на порядок больше. Среди известных поимённо мучеников и исповедников больше всего священнослужителей, но также и великое множество мирян, представителей самых разных социальных слоев и классов.

Советская власть и то общество, на которое она опиралась, были безбожными и бесчеловечными по самой своей природе. Поэтому гонения на Церковь в России начались сразу после провозглашения советской власти в октябре 1917 года и продолжались в разных формах и с разной степенью фанатизма до середины 1980 годов, от столиц до окраин, на всей территории, где действовала советская власть.

Первый этап гонений (1917 - 1921 годы), время революционного хаоса и Гражданской войны. Репрессии, обрушившиеся в первую очередь на духовенство, имело характер бессистемный, стихийный, непредсказуемый и свирепый. Безбожная власть ещё не устоялась. Расправы над священнослужителями и верующими осуществлялись по инициативе революционных властей на местах, зачастую в виде самосуда при попустительстве или при поощрении советского правительства. До 1917 года в Астраханской епархии насчитывалось 310 приходских храмов (из них 51 - в самой Астрахани),не считая домовых церквей и часовен, 5 монастырей, Духовная семинария и Духовное училище.

В Лиманском районе (в то время Астраханский уезд) насчитывалось 17 церквей. К концу 1920 годов в городе были закрыты храмы, монастыри. Большевики оставили работать в черте города не более 25 приходских церквей. При этом 15 из них были отданы в руки раскольников-обновленцев, которых советская власть усиленно поддерживала в борьбе с канонической патриаршей Церковью.

С 1928 года повсюду в стране, в том числе и в Астрахани, стала осуществляться массовая ликвидация приходских храмов и изъятие их имущества. В 1931 году у верующих отобрали кремлёвский Успенский собор. Большинство закрытых были начисто стёрты с лица земли. Репрессиям подверглись сотни верующих, монашествующих священников и мирян. Многотысячный крестный ход в день прославления священномученика Иосифа Астраханского 11 мая (24 мая) 1919 года подвергся расстрелу, в результате чего было огромное число жертв.

Гонения претерпели многие астраханские архипастыри: архиепископ Митрофан (Краснопольский) и епископ Леонтий (фон Вимпфен) летом 1919 были расстреляны. Мученическую смерть после перевода в Тверь принял архиепископ Фаддей (Успенский), управлявший Астраханской епархией с 1924 по 1926 год. Архиепископ Филипп (Ставицкий) провёл в общей сложности 14 лет в тюрьмах и ссылке. К 1941 году в городе оставался всего один действующий православный храм – небольшая церквушка на кладбище над могилой купцов Губиных, ранее использовавшаяся как часовня.

И так начнем печальный список мучеников за веру.

Бузычкина Евдокия Фёдоровна, 1877 года рождения, русская, образование начальное, просвирница церкви села Воскресенское. Арестована и обвинена в экономической контрреволюции. Тройкой ПП ОГПУ Нижне-Волжского края 15 ноября 1930 года приговорена к 3 годам лишения свободы. Реабилитирована в 1989 году.

Волосков Петр Ананьевич, 1875 года рождения, русский, образование духовное, священник, проживал в селе Михайловка Долбанского улуса. Арестован и обвинён в антисоветской агитации тройкой НКВД Калмыцкой АССР 2 декабря 1937 года. На следующий день расстрелян. Реабилитирован в 1989 году.

Добрынченко Дмитрий Михайлович, 1882 года рождения, русский, из крестьян, образование духовное, священник церкви Рождества Пресвятой Богородицы в селе Караванном, где и проживал. Арестован и обвинён в антисоветской агитации. Тройкой ПП ОГПУ Нижне–Волжского края 5 мая 1930 года приговорён к 8 годам лишения свободы. Реабилитирован в 1993 году.

Костин Николай Иванович, родился в 1860 году, образование духовное, священник церкви Святого Николая Угодника, проживал в селе Вахромееево Астраханского уезда. Арестован и обвинён в антисоветской агитации. Революционным военным трибуналом 11 армии 22 марта 1920 года приговорён к 15 годам лишения свободы. Реабилитирован в 1993году.

Ляпин Николай Георгиевич, 1883 года рождения, русский, образование духовное, священник из местного храма села Промысловка Приморского улуса (ныне Лиманского района). Арестован и обвинён в контрреволюционной деятельности. Тройкой НКВД Калмыцкой АССР 8 декабря 1937 года приговорён к расстрелу. Расстрелян в тот же день. Реабилитирован в 1989 году.

Соколов Николай Дмитриевич, 1869 года рождения, русский, окончил духовное училище, священник церкви Святого Николая Мир Ликийского в селе Яндыки, проживал там же, арестован и обвинён в антисоветской агитации. Тройкой НКВД Калмыцкой АССР 8 декабря 1937 года приговорен к 10 годам лишения свободы. Реабилитирован в 1989 году.

Толстов Александр Евгеньевич, 1881 года рождения, русский, образование духовное, член церковного совета , проживал в селе Вышка. Арестован и обвинён в антисоветской агитации. Тройкой ПП ОГПУ Нижне-Волжского края 31 марта 1933 года приговорён к 10 годам лишения свободы. Реабилитирован в 1989 году.

Яшунин Григорий (Герасим) Петрович, родился в 1876 году, русский, из крестьян, образование духовное, священник церкви во имя Архангела Михаила, проживал в селе Михайловка. Арестован и обвинён в антисоветской агитации. Выездной сессией Спецколлегии Главного суда Калмыцкой АО 25 августа 1936 года приговорён к 10 годам лишения свободы. Реабилитирован в 1994 году.

Поспелов Константин Павлович, 1878 года рождения, русский, образование духовное, священник, проживал в Астрахани. Арестован и обвинён в антисоветской агитации. Тройкой ПП ОГПУ Нижне–Волжского края 7 июня 1933 года приговорён к 3 годам лишения свободы. Реабилитирован в 1989 году. Константин Павлович некоторое время был священником в селе Басы. Затем ближе к 1915 году перевёлся для службы в церковь Покрова Пресвятой Богородицы села Болхуны Енотаевского района (ныне Ахтубинский район Астраханской области.). Однако до 1915 года священник успел встретить епископа Астраханского и Енотаевского в селе Басы в Покровском храме.

Вот как пребывание владыки в Басах описывает Константин Поспелов: "День радостный, давно желанный настал". (Сохранена орфография и стиль начала 20 века). Трепетному ожиданию прибытия святителя Астраханской паствы Епископа Филарета в нашу весь и желание видеть его суждено было исполниться 24 октября. Прибывшему накануне того дня, поздно вечером Владыке, после задушевного приветствия матушки и поднесения хлеба–соли, предложен был покой в доме священника отца Константина Поспелова. Тихая и монотонная жизнь глухого и степного села Басы, не смотря на позднее время, оживилась: все жители пришли в движение. Весть о необычайном событии в жизни крестьян быстро пронеслась по селу, и долго, до глубокой полуночи, служила предметом размышлений. Радостные чувства, коими преисполнялось сердце каждого, можно объяснить только духовным сродством и любовию пасомых к своему святителю.

Рано утром и стар и млад заполняли уже улицы, ожидая шествия владыки к божественной литургии. Раздался благовест, возвещающий о наступлении святительского служения. Будничный день стал для сельчан великим праздником, который не изгладиться в ближайшем поколении. В эти торжественные минуты, кажется, что колокол звучит по другому и своды храма кажутся иными. Шествие владыки в святой храм часто приостанавливаются желающими получить архиерейское благословение. У ворот церковной ограды имели счастье ожидать и встретить своего Владыку церковный и сельский старосты с попечителями хлебом-солью. Звон прекратился. Волнение молящихся мгновенно стихло: в храм вошел святитель. Пение "Достойно есть" проникало в душу всех предстоящих, и молитва Владыки будила и украшала радостную мысль о призывании с ним едиными устами Царя Царствующих. Внимание стало напряжённее, когда при пении: "да возрадуется душа твоя о Господе"… началось облачение архипастыря. Божественная литургия продолжалась. Кто молится, кто тихо воздыхает, а кто затаив дыхание, стоит, созерцая важнейшие моменты в служении Епископа. Величественно, при участии всех молящихся были пропеты Херувимская, Символ веры, Достойно есть и Отче наш. О сколько тут было веры и восторга, душевного наслаждения и молитвенного утешения. В настоящее время, когда наша многострадальная Родина Русь уравнивается как бы в самое сердце, верными сынами её много горя прожито и много слёз пролито,- горячая и проникновенная молитва первосвятителя о царствующем Доме и благе России, о даровании победы и сокрушении супостата, о прощении согрешений доблестных и дорогих всем воинов, положивших свою душу на полях бранных…, была как бы целительным бальзамом в укреплении душою и телом.

По окончании литургии и многолетия Владыка удостоил святительского благословения молящихся и направился в квартиру местного священника. Картина, как Преосвященный шёл пешком, окруженный громадной толпой, была до чрезвычайности трогательна: она надолго будет памятна очевидцам. При входе в дом архипастыря обступили женщины и дети. И здесь он, невзирая на усталость, милостиво всех благословил. Насколько православный народ чтит своих архипастырей и благоговеет перед ними, засвидетельствовали некоторые женщины: они становились на колени и смиренно испрашивали Владычного благословения. За скромной, предложенной дорогому гостю, свите его и сослужащим трапезе, присутствовали церковный староста и члены попечительства и некоторые из прихожан. Чувствовалась семейная атмосфера, где глава – архипастырь вёл задушевную беседу со своими подчинёнными духовными, вверенными его водительству и попечению. Владыка милостиво расспрашивал об условиях жизни басинцев и их роде занятий. И был доволен усердием прихожан, позаботившихся в столь трудное время о расширении (с устройством новой колокольни) и благоукрашении приходского храма, потратив на это до тридцати тысяч рублей.

В виду предстоящего дальнего пути Его Преосвященство отбыл из Басов в 11 часов, напутствуемый самыми лучшими пожеланиями благодарными жителями и хозяевами дома".

Пришёл 1933 год и Константин Павлович пошёл по этапу. Как ты понимаешь, дорогой читатель, никто из этих людей живыми домой не вернулся. Система судов, трибуналов, лагерей, концлагерей была придумана не для того, чтобы выпустить этих людей на свободу живыми.

Перед нами - мученики за веру. Это выборка только по Лиманскому району Если церковь их канонизирует в нашем районе у каждого села будет свой святой – ходатай перед Господом, а в Басах даже два, Григорий Хлебунов и Константин Поспелов. Но это процесс не скорый…

Автор: А. Елизаров

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 687

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика