Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Районная общественно-политическая газета Лиманского муниципального района Астраханской области

416410, Астраханская область, п.г.т. Лиман, ул. Ленина, 44
телефон: +7 (85147) 2-26-44
e-mail: limvestnic@astranet.ru

Дорога жизни

О том, как во время войны строили железную дорогу Астрахань - Кизляр.

Воинская доблесть солдат 28–й армии в годы Великой Отечественной войны сливается с трудовым героизмом населения прифронтового тыла.

В "Истории Великой Отечественной войны Советского Союза 1941 - 1945" сказано: "Железнодорожные строители совершили летом и осенью 1942 года поистине великий трудовой подвиг, проложив скоростным способом одну линию параллельно Волге (Саратов - Паншино) и другую: Кизляр - Астрахань. Построенная в это же время Астраханская паромная переправа через Волгу связала новую линию с действующей веткой Астрахань - Урбах, сыгравшей важную роль в снабжении войск нефтепродуктами". В этих нескольких строках отражён один из трудных эпизодов военной поры.

Решение о строительстве дороги протяжённостью 180 км с параллельной железнодорожной переправой через Волгу ЦК Партии и Совет Народных Комиссаров СССР приняли в августе 1941 года. С сентября того же года при активном участии населения Астраханского округа и Черноземельского, Юстинского, Приволжского, Долбанского, Лаганского и Уланхольского улусов Калмыцкой АССР на будущей трассе начались земляные работы. Строительство дороги было поделено на участки. Дорогу с 4 по 6 разъезды строил Долбанский район. Все сельские Советы начали собирать транспорт, лошадей, инвентарь.

Тысячи людей в зной и стужу были заняты на стройке. Стройка проходила в очень трудных условиях. Были мобилизованы жители окрестных сёл: женщины, учащиеся школ (школы были тогда закрыты), старики, работали здесь и выздоравливающие раненые бойцы и все те, кто мог держать кирку, лопату, лом. Жили прямо в земле, в вырытых землянках, в блиндажах. Морозы стояли сильные, пальцы приставали к металлу, техники практически никакой, одни лишь лопаты да носилки. Лопатами и кирками до волдырей на руках долбили мёрзлую каменистую почву, лопатами грузили грунт на носилки, доставляли его в насыпь полотна железной дороги, укладывали шпалы и рельсы, строили станции, разъезды и жилые дома. Работали от зари до зари, в стужу и зной, под бомбёжками фашистских самолётов. Питание было скудным: 300 граммов хлеба и жидкий рыбный суп.

4 августа в 17 часов 1942 года многоголосое "Ура" железнодорожников разнеслось далеко по степи. Идущие друг другу навстречу строительные батальоны состыковали путь. Был забит последний костыль, на одном из столбов подвешен телефон. По железной дороге протяжённостью 344 км, в которую были вложены героический труд, пот и кровь строителей, пошёл первый поезд с горючим и боеприпасами, боевой техникой и воинскими частями на Сталинградский фронт. Двигались поезда сначала медленно, всего по 8 - 10 км в час. Поезда ходили на паровозной тяге. Углём заправляли на станциях Трусово, Кизляр, Улан-Хол. Воду качали из ильменей. За несколько километров можно было узнать о приближении поезда - так сильно дымили паровозные топки. Сталинград буквально подпитывался этой дорогой, и в решающую историческую победу Красной Армии на Волге внесли свой значительный вклад и строители железной дороги Кизляр - Астрахань.

Поезда пошли, грузопоток нарастал, а строители продолжали своё. Сооружали тупики, заново делали насыпь, подбивали балласт под рельсы и шпалы. Но теперь для этого нужно было ждать "окна" между поездами. Жили по-прежнему в землянках, утеплённых палатках, недоедали, недосыпали, толком не отдыхали. Праздником для строителей было прибытие вагона- лавки или вагона-бани. Можно было купить что-нибудь самое необходимое, смыть с себя грязь и копоть.

Землянки использовались и после войны. В пятидесятые годы станция Зензели по-прежнему находилась в блиндаже. Лишь позднее стали возводить станционные строения.

Грохочут поезда по железной дороге, не прекращается перестук ни днём, ни ночью. Мирные грузы сейчас в вагонах. Дай Бог, чтобы другого там не было!

Автор: Г. Усова

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 605

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика