17 апреля в деревне Ирмарь Куженерского района Марий Эл не пошел в школу ни один школьник из десятка местных учеников. Нет, они не заболели, на общем сходе так решили родители. С одной стороны страшно отпускать ребятишек из-за половодья, раскисшей донельзя дороги, с другой - это был своего рода протест.
До дороги на корыте
Так ирмаринцы решили напомнить о своей главной, не проблеме уже, а беде – бездорожье. Три километра от Шой-Шудумари - центральной усадьбы поселения до Ирмари - это настоящая «дорога жизни», говорит житель деревни Леонид Горинов. Сейчас в распутицу добраться до нас можно только на тракторе, УАЗики и то «садятся». Сам Леонид Игнатьевич, когда выезжает по делам, свою «Ладу» оставляет в Шой-Шудумари, а три километра до дома идет пешком. Доехать до деревни на авто без полного привода можно только летом, да и то в хорошую погоду.
Эта отрезанность от «большой земли» делает жизнь ирмаринцев очень сложной. Вот в начале зимы умер у нас человек, вспоминает Леонид Игнатьевич, хоронить покойника пришлось на самодельном снегоходе местного жителя. Подобных случаев немало, особенно тяжко, когда кто-то заболеет, недавно Станислав Иванов больную дочку вывозил до дороги на… корыте. Или вот местного пенсионера жена с дочерью под руки выводили до ближайшей деревни. Дедушка по сей день лежит в больнице.
Экстрим дважды в день
Но тяжелее всего приходится, пожалуй, детям, ведь им преодолевать эти три версты нужно каждый день, причем туда и обратно. По словам Леонида Горинова, у которого два внука школьного возраста, ребятишки выходят из дома в семь часов утра, хотя уроки начинаются в девять. Дорога паршивая: зимой сугробы, весной и осенью грязь, поэтому, когда еще они добредут…
- Дорога очень нужна,- вступает в разговор директор Шой-Шудумарской основной школы Сергей Нефонтов, - представьте себе, каково приходится детям, особенно тем, кто учится в младших классах, в метель, в морозы, в дождь. Они приходят замерзшие, сырые, грязные, и у нас самая главная забота это просушить их одежду и обувь.
Санный подвоз
Идеальным решением проблемы был бы подвоз учеников, тем более что автобус у школы есть, однако дорога до Ирмари ему не по зубам. Мы разговариваем, а я вспоминаю, что лет 8-10 тому назад мне уже доводилось писать об этой проблеме. Тогда, жалеючи детей, местный житель Юрий Сабанцев организовал «конский подвоз» - дважды в день запрягал свою лошадку и в санях возил детвору на занятия, а после уроков забирал их из школы. Никто человеку ни копейки не платил.
В Ирмари вообще народ такой – дружный и бескорыстный, живут небогато, но друг дружке обязательно помогут. В этой отрезанной от внешнего мира деревне на три десятка дворов сохранился редкий по нынешним временам дух общинности и взаимовыручки. Хоть дом построить, хоть сено заготовить, хоть с тем же подвозом. Не откажут землякам в помощи владелец снегохода Григорий Горинов или хозяин УАЗа Василий Прокофьев. Корысти никакой – люди возмещают только стоимость бензина.
Новоселья не забыты
Видимо, этот дух деревенского коллективизма и помогает выстоять. Как бы ни было трудно, а Ирмарь жива. Сегодня здесь 130 человек населения, хотя по округе полно деревень, от которых остались только названия. Между тем, в Ирмари нет, не только дороги, но и работы, торговой точки, ни одного объекта соцкультбыта, дольше всего продержался сельский клуб, но и его закрыли около 10 лет назад. Здание, впрочем, люди берегут и общими усилиями собираются восстановить свой очаг культуры.
Вообще, народ тут очень стойкий, вот, казалось бы, ничего нет, а люди строятся. Новые дома поставили Григорий Светлаков, Александр Кутузов, Виталий Куклин завел избу под крышу, Юрий Сабанцев заложил фундамент. Значит, и дальше быть в Ирмари новосельям. Мужики ездят на заработки, держат много скотины, чуть ли не каждая вторая семья имеет пасеки. Все хорошо, если бы не бездорожье.
Заброшенное строительство
А самое парадоксальное, что дорогу в Ирмарь уже начинали строить, дело было еще в 90-х годах прошлого века. Работала тут местная дорожная ПМК, они успели поднять дамбу до самой Ирмари, завезли гору щебня и даже заасфальтировали кусок дороги длиной метров 30, остатки его летом еще можно найти. Но потом что-то резко поменялось, стройку забросили, щебенку вывезли, говорят, она ушла на строительство в райцентре. За эти два десятка лет недостроенную дамбу превратили в месиво, вопрос о строительстве дороги поднимался много раз, проводились экспертизы, но очередь до Ирмари так и не дошла, хотя в пару деревень в районе дороги все же завели.
Речь об асфальте сейчас уже не идет – люди рады будут и щебенке – лишь бы можно было проехать.
В Кремль Путину
Ирмаринцы надеялись, что дело сдвинется с мертвой точки в этом году, но до них дошла информация, что и нынче деревне ничего не светит. Поэтому народ взялся за перо – написали письма о своем бедственном положении Президенту России Владимиру Путину, новому руководителю Марий Эл Александру Евстифееву, в Генпрокуратуру России, в ОНФ.
P.S.
Ну а ребятишки из Ирмари, отдохнув один день, вновь отправились в школу. Разумеется, пешком, ведь савраски той, что выручала их старших братьев и сестер, давно уже нет и в помине.
http://www.marpravda.ru/news/selo/chtoby-obratit-vnimanie-na-problemy-s-bezdorozhem-zhiteli-derevni-irmar-mariy-el-ne-otpustili-detey-/