О своем творческом пути рассказала Алевтина Смирнова – солистка театра, заслуженная артистка Марий Эл, обладательница красивого меццо-сопрано и исполнительница партий Кармен в одноимённой опере, Сантуццы в «Сельской чести», Любаши в «Царской невесте», Маддалены в «Риголетто», Марины Мнишек в «Борисе Годунове», Марты в «Фаусте», Марицы в одноимённой оперетте, Нинон в «Фиалке Монмартра», Лариной в «Евгении Онегине» и других.
Алевтина Анатольевна, где проходило ваше детство и школьные годы?
- Родилась я в Кировской области на границе с Республикой Марий Эл. А детство (с двух лет) и часть моей юности проходили в посёлке Койдин Республики Коми.
В семье, в которой вы росли, были традиции?
- Нет, традиций особенных не было. Единственное, что запомнилось – мама любила петь. Я помню, как мама пела в праздничные дни. В будние дни работала, времени не было. А в праздники мама пела разные частушки, песни из советских кинофильмов. Голос у неё был очень звонкий, яркий, высокий. Голосистая девушка была! Папа был гармонистом, очень хорошо играл на гармошке! Музыке, правда, нигде не учился.
Что подтолкнуло вас к тому, чтобы начать заниматься вокалом?
- Думаю, что я просто с этим родилась. И с детства не мыслила о другой профессии. Мама рассказывала, что я в 2 года (на тот момент я уже чисто говорила) ходила и всё пела одну песню «Называют меня некрасивою» (с юмором напевает). А ещё, помню, дома вставала на табуретку и говорила: «Выступает артистка Советского Союза!» (эти детские воспоминания вызвали наш общий смех).
В каком учебном заведении вы учились?
- Когда мне было 10 лет, в той местности, где я жила, открыли музыкальную школу. И я стала заниматься музыкой в нашей сельской музыкальной школе по классу фортепиано. Хорошо помню, как я пришла в первый раз туда на прослушивание, ещё и подружку с собой привела. Я спела детскую песню «Солнечный круг, небо вокруг», и что-то я не так, оказывается, пела… Я была сильно удивлена этим. Потому что, я не думала даже, что неправильно пою! Очень удивилась! После того, как я окончила школу, естественно, хотела пойти в музыкальное училище по классу народного вокала. Потому что, живя в посёлке, я и не подозревала, что есть ещё и академический вокал. Я слушала только эстрадный и народный вокал. И как только слышала академическое исполнение, то сразу выключала радио, тут же, в буквальном смысле. Тогда ещё я не готова была воспринимать академическую музыку.
Интересно, что, когда я училась в 9-10 классе, то вдруг почему-то захотела стать врачом. Такое «отклонение от курса» у меня было. Даже подобранная литература к поступлению была готова. И когда я увидела подробные рисунки в медицинской книге, то сразу расхотела идти в медицину.
После окончания музыкальной школы я поступила на вокальное отделение Сыктывкарского музыкального училища, а через четыре года стала студенткой Свердловской консерватории.
Что запомнилось из студенческих лет?
- Когда я поступала, был один очень интересный момент. Я пела такую песню: «На турнире, на пиру и на охоте…» (поёт и с юмором продолжает рассказывать). Пела низким голосом и так эмоционально, что комиссия на прослушивании просто рыдала от смеха! А потом мне сказали: «Девушка, у вас не низкий голос, а высокий. Вы ноты знаете? Возьмите в библиотеке что-нибудь для сопрано». И меня пригласили на второй день, хотя обычно 2 тура не бывает. И я на второй день спела: «Упал на границе в первый бой…» (со смехом изображает). Меня взяли, конечно. Потому что голос однозначно был, и эмоциональная составляющая сыграла немаловажную роль.
Какие педагоги оставили след в вашей жизни? Поддерживаете ли общение с некоторыми из них?
- Запомнилась Ермакова Зинаида Ивановна. Она сейчас заведующая отделением в Приморском училище искусств. Я безумно благодарна этой женщине, которая дала мне базу, научила качественно подходить к самостоятельным занятиям. Помню, как я занималась: открывала окно и всем пыталась доказать, что у меня есть голос (смеётся). А если не занимаешься сам, уроков вокала недостаточно: они только дают направление. К моему сожалению, общение с ней сейчас не поддерживаю.
Всякого ли человека можно научить петь профессионально?
- Раньше думала, что всякого. Сейчас, думаю, что нет. Можно научить человека, который, прежде всего, сам желает петь и прикладывает много усилий к этому.
У вас есть критерии, по которым вы набираете себе учеников?
- С теми критериями, какие у меня есть, к нам в училище редко приходят. Кого дают в ученики – того и обучаю. Для чего наша музыкальная профессия существует? Для того, чтобы делать людей лучше! Сделать человека – человеком, а не только музыкантом. Чтобы он передавал знания детям и ученикам своим; чтобы человек становился гармонично развитой личностью.
Что нужно делать, чтобы добиться успеха в вокальном искусстве?
- Трудиться и совершенствоваться! Учиться в консерватории, конечно, обязательно. Там идёт формирование музыканта, высший уровень подготовки и исполнения. Кроме того, этому способствуют сама атмосфера и окружение. Это самые замечательные годы! Но консерватория не даёт большое количество практики. Необходимо работать в филармонии, либо в театре, не помешает заниматься и преподаванием. А чтобы работать в театре, нужно уметь контактировать с людьми, уметь не обижаться, не говорить плохое о других людях. Нужно уметь держать себя в руках. Иначе будешь изгоем в коллективе. Быть дипломатичным очень важно.
Вы помните свой дебют на сцене? Как и когда это было?
- Дебют? Да, помню. Скорее, это был дебют непрофессиональный. Я тогда училась на 3 курсе и работала в качестве солистки в музыкальном театре в г. Сыктывкаре. Мы отправились на гастроли в Астрахань, Саратов. И вот в Астрахани мне пришлось с одной утренней репетиции петь уже вечером в опере «Риголетто» партию Пажа. Когда я вышла на сцену с маленькой ролью в большущих ботфортах – это было комично!
Какие оперы вы предпочитаете? Назовите одну из ваших любимых опер.
Одна из любимых – «Травиата». Музыка Дж. Верди настолько красивая, что я просто «умираю»! Кроме прекрасной оркестровой музыки у него грамотно выписаны вокальные партии, которые всегда удобно петь.
Есть ли на сцене «удобные» и «неудобные» партнеры? Дирижеры?
- Я отвечу так: не всегда партнёры помогают. Есть люди, с которыми легко в силу каких-то своих природных данных, воспитания, профессиональных навыков. А бывают ситуации такие, что партнёр работает на себя, старается для своего личного успеха, и тогда все проигрывают в этой ситуации. Потому что важно партнёрам работать на общий успех! Я работала в разных дуэтах и среди партнеров хочу выделить замечательного профессионала Дмитрия Сёмкина - заслуженного артиста Республики Чувашии, с которым недавно пела. Нам пришлось за один день отрепетировать дуэт и выступить на концерте, посвященном 23 февраля. Это было волнительно: выступить с одной репетиции… Сёмкин, конечно, хороший партёр, помогает всегда. Если брать дирижёров, то не всегда есть точки соприкосновения. Желательно эти моменты, конечно же, выяснять до спектакля, потому что у всех психика разная. Дирижёр, например, чувствует по-своему, а я - по-другому, и если дирижёр идёт мне навстречу, то это замечательно. Тогда всё получается и все довольны.
Кто из известных гастролёров, выступивших в нашем театре, запомнился Вам прекрасными вокальными данными и мастерством?
- В декабре была опера Дж.Пуччини «Турандот». Гениальная постановка, я считаю! Приезжал Государственный театр оперы и балета им. П.И.Чайковского из Удмуртии. Я получила огромное удовольствие от просмотра этой оперы! Партию Калафа исполнил солист Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Дмитрий Полкопин. Блестяще пел! Благодаря его прекрасному исполнению я просто влюбилась в эту музыку! Это был успех оперы!
Случалось ли вам играть роль «не по душе»?
- Много раз. Я не любила играть в сказках, но не могу отрицать, что это очень хороший опыт.
Петь на сцене или преподавать вокал: что для вас ближе?
- Петь на сцене. Педагог – это другая профессия, он должен на 300 % вкладывать свою душу в преподавательскую деятельность.
Если бы не преподавание и не вокал, то чем бы вы могли заниматься?
- Возможно, риелторским делом или выращиванием цветов. Когда-то я даже училась и поработала риелтором. Всегда можно найти интересы в жизни, главное – было бы желание.
Чем насыщена ваша сегодняшняя жизнь? Ваше хобби?
- Я продолжаю работать в театре. Петь на сцене – это и моя жизнь, и моё хобби!
Какая вы наедине с собой?
- Противная! (улыбается) Со мной уживаться сложно, во мне очень много энергии, которую нужно направить в определённое русло. На сцене я всё это выплёскиваю (в хорошем смысле слова). Студенты высказывались в том смысле, что я близко к себе не подпускаю. Да, со студентами я, скорее, сотрудничаю. В целом, несмотря на мою общительность и творческую деятельность, я, возможно, человек закрытый. Но театр учит меня быть более открытой.
У Вас есть определенные жизненные принципы или правила?
- Я не живу какими-то постулатами и никогда не любила рамки. Помню, в пионерском лагере, меня буквально бесил подъём в 6 часов утра под звуки трубы! Я стараюсь жить правильно, методом проб и ошибок. Всегда говорю студентам: «не доходить до фанатизма».
Что Вас вдохновляет в жизни?
- Успехи других людей. Мне нравиться наблюдать, как меняются студенты за 4 года обучения в нашем колледже. Нравятся творческие натуры, которые не только учат других, но и сами учатся и развиваются. Примером музыкальной творческой личности для меня являются Шолохова Галина Веонировна, Баранова Елизавета Александровна. Мне интересно было бы пообщаться с известными исполнителями – такими, как Мацуев, Спиваков.
О чём Вы мечтаете?
- Подольше пожить (улыбается). Чтобы посмотреть, как жизнь и мир вокруг меняется.
Что Вы бы хотели пожелать всем?
- Здоровья и доброжелательности. Не стоит ожесточаться! Потому что в молодости была уверенность в «завтрашнем дне», а сейчас этого нет. Мир меняется вместе с людьми. Чтобы мир стал добрее, что-то должно объединять людей. Любовь и искусство способны творить чудеса. Поэтому всем желаю любви к людям и к искусству! Это спасет наш мир.
Интервью с Алевтиной Анатольевной Смирновой, талантливой певицей, незаметно подошло к завершению, оставив море положительных эмоций. Будучи очень артистичной, она привнесла в беседу легкость, юмор, непринужденность. Я получила огромное удовольствие от этой встречи!
Недавно врио главы РМЭ Александр Евстифеев подписал указ о присвоении почетного звания «Народный артист Марий Эл» Алевтине Смирновой, артисту-вокалисту (солисту), ведущему мастеру сцены Марийского государственного театра оперы и балета им. Э. Сапаева, за большой вклад в развитие театрального искусства и высокое исполнительское мастерство.
http://www.marpravda.ru/news/religiya/opernaya-pevitsa-alevtina-smirnova-pet-na-stsene-eto-moya-zhizn/