Давно уже так называемая «куженерская бетонка» стала «последней из могикан» - это единственный райцентр Марий Эл, который с внешним миром связывает дорога-анахронизм из железобетонных плит. По полной сие разбитое удовольствие каждый день «хлебают» жители Куженерского и Параньгинского районов. Эти километры, словно застарелый привет из времен холодной войны, когда в республике как грибы росли ракетные точки и стройбатовцы тянули к ним подъездные пути из плит.
Скоро сказка сказывается…
Лет 10 тому назад полотно начали, наконец, менять на асфальт, но дело продвигалось черепашьими темпами и по сей день сразу за поворотом на деревню Иштымбал водителей ждет испытание, которое бывший депутат Государственной Думы от нашей республики Валерий Комиссаров сравнил с ездой на лошади. Тряска несусветная. На сегодняшний день осталось еще почти два километра бетонки, которую водители зовут «убийцей ходовой». Если кто и в выигрыше, так это владельцы автосервисов.
Хорошая новость
Первая ласточка, ознаменовавшая добрые перемены, «прилетела» в марте нынешнего года, когда появилось извещение о предстоящих торгах на проведение капитальной реконструкции автодороги Одо-Беляк-Куженер-Параньга. Была обозначена и цена вопроса - 39 миллионов 962 тысячи рублей. Торги прошли и вот 11 мая «бетонку» официально закрыли для проезда всех видов транспорта, и здесь начался демонтаж бетонных плит. Объездной вариант – дорога через Токтай-Беляк, где, впрочем, водителей тоже не ждет ничего хорошего.
Плиты на склад
Но лед действительно тронулся. Мы с первым заместителем главы администрации района Михаилом Ивановым побывали на объекте. Трудятся мужики споро, технология отработана - сначала бульдозер аккуратно выковыривает плиты из дорожного полотна, за 45 лет эксплуатации они, можно сказать, «прикипели», потом автокраном грузят на платформы. На отвозе заняты три единицы техники и гора стройматериала (их складируют на территории местного «Водоканала») растет прямо на глазах. По словам рабочих, если в первый день они смогли снять всего 50 плит, то на третий уже 180. В общей сложности на отдых отправятся более 800 плит.
Рубли и метры
По информации начальника Куженерского участка Сернурского филиала «Марий Эл-Дорстрой» Валерия Хохлова, выделенных на сегодняшний день средств хватит на то, чтобы подготовить и одеть в асфальт 1107 метров бетонки. Этот отрезок однозначно будет сделан за нынешний полевой сезон – дорога должна быть сдана в эксплуатацию до 10 октября. Первоначальный этап работы – демонтаж старого полотна с участка предполагаемой реконструкции, параллельно дорожники ведут земляные работы.
Но тут возникает некая интрига, потому что оставшаяся протяженность бетонки до поворота на Куженер составляет примерно 1800 метров. Таким образом, для замены порядка 700 метров старого полотна денег не хватает и, выходит, нынче «добить» доходягу не получится. Однако, по словам главы администрации района Сергея Михеева и его первого заместителя Михаила Иванова, асфальт нынче должен туда прийти. Есть надежда, что сэкономить деньги на недостающий «кусок» удастся за счет изменения проекта. В ныне действующем речь идет о строительстве возле так называемой «верхней» АЗС дорогостоящей кольцевой развязки, однако можно найти и менее затратный вариант. Этот вопрос сейчас прорабатывается.
Плиты прописку не поменяют
Отдельно о судьбе плит. Строго говоря, они находятся в республиканской собственности. Район очень хочет оставить их себе, администрация ходатайствовала перед министерством государственного имущества РМЭ о передаче бэушного стройматериала муниципальному образованию и, по словам Михаила Иванова, эта просьба находит там понимание.
Они очень востребованы: для строительства проездов в населенных пунктах, прокладки пешеходных дорожек, устройства противопожарных пирсов. В райцентре, например, из этих плит хотят сделать проезд по Школьной улице, дорога в убитом состоянии, а, между тем, именно к ней подвязаны несколько новых улиц микрорайона частной застройки. Свои планы использования бэушных плит есть и в ряде других поселений.
Кстати говоря, несмотря на долгий срок службы, большая часть плит находится в неплохом состоянии, как говорят строители, если их перевернуть вверх дном, то они еще столько же прослужат и даже больше. Тем более что в новой жизни, скажем в качестве тротуаров, серьезной нагрузки там уже не будет. http://www.marpravda.ru/news/vsja-respyblika/za-poltory-nedeli-s-dorogi-v-mariy-el-snyali-okolo-800-zhelezobetonnykh-plit-3-foto/