Садоводы Йошкар-Олы называют ситуацию с перевозками до садов вопиющим безобразием и пишут письма в Минтранс и прокуратуру.
С весны этого года заложниками транспортного коллапса стали владельцы участков в садоводческом некоммерческом товариществе (СНТ) «Энергетик», что в пригороде Йошкар-Олы. До садов – несмотря на то, что уже середина июня и садово-огородные работы давно набрали обороты - не ездит автобус. Хотя и конкурс по перевозчику проведен, и он известен. А автобуса до сих пор нет. В итоге садоводы – главным образом, пожилые люди - добираются до своих соток кто как может. А товарищество «Энергетик», между прочим, очень даже немалое – общая площадь 190 гектаров, около тысячи садовых участков.
Останемся без автобуса?
О ситуации «МП» рассказали в офисе СНТ:
- Все началось с того момента, как в Йошкар-Оле развалили и закрыли автобусный парк. То того перевозки в сады были регулярными. И даже если автобус ломался на маршруте, по звонку снимался автобус с города и быстро перекидывался на сады. Проблем не было вообще, - рассказывает бухгалтер СНТ «Энергетик» Людмила Захарова. – Но как не стало автобусного парка – МУП «Пассажирские перевозки», начались проблемы. У нас, вот, в прошлом году был перевозчик «Автолайн-Волга». Обслуживал безобразно. Автобус старенький, постоянно ломался, вместимость небольшая. Но заменить его было нечем и некем.
В этом году Минтранс все отдает через конкурс. Обслуживают регулярные маршруты только частные перевозчики, они им очень выгодны. Условия конкурса мы не знаем, но этих частных перевозчиков, наверное, недостаточно, чтобы закрыть все маршруты. А в законе есть пункт, который гласит, что если перевозчик дает гарантию, что в течение 60 дней он купит автобус, его допускают до конкурса. Так вот, конкурс на перевозку в сады «Энергетик» Минтранс провел 28 апреля. И эти 60 дней гарантии попали на самый сезон! Если они провели бы конкурс в январе-феврале, 60 дней бы истекли до 1 мая. И если бы перевозчик не купил автобус, его бы лишили права на перевозку по конкурсному маршруту. У нас эти 60 дней истекают к 1 июля. Если перевозчик не купит автобус, мы останемся вообще без перевозчика.
«Люди свой труд, свою душу вложили! Потому и рвут себя, бегут на участки»
Как садоводы добираются до участков, если автобус в «Энергетик» не ездит?
- Поскольку наше направление выиграл перевозчик Кудрявцев, то свой автобус, конечно, он пускает на конечный пункт. За садами «Энергетик» расположены сады «Мелиоратор», тоже большие. Всего же там четыре садоводства. И все подсаживаются на этот маленький автобус на «Мелиоратор», - продолжает Людмила Захарова. - Конечно, все битком. Некоторые бабушки, правда, остаются, не могут уехать. Знаете, что у нас творилось в мае? Садоводы приходили в офис, ругались, кричали! Но что зависит от нас? Все перевозки контролирует Министерство транспорта.
- Дошло до того, что, видя, что нет автобуса, народ начал искать альтернативу. Кто-то едет до деревни Корты, а там 3-4 километра до сада идет пешком по лесу. Старики идут, старушки, с костылями, - рассказывает председатель СНТ «Энергетик» Василий Кальсин. - Смотришь на них, слезы наворачиваются! Грузы тащат! А сезон урожая начнется – что делать? Многие на велосипедах ездят. Кто-то с соседями на машинах. Кто как, в общем.
- Есть даже отказы от садовых участков, - добавляет Людмила Захарова. - Некоторые не платят – не будем, говорят, пока вопрос с перевозками не решится. Люди ночуют в садах, живут, чтобы лишний раз не мучиться в дороге. В тоже время бросить сады люди не могут. Во-первых, не богато мы живем, во-вторых, в сады люди свой труд, свою душу вложили! Потому и рвут себя, бегут на участки, кормятся за счет садов. И вот так вот с ними поступают. Просто безобразно!
«Никого на маршрут не пустит»
- Куда мы только не писали и не обращались, - говорит Василий Кальсин. – Минтранс, думаю, должен был прочувствовать обстановку. Недопустимо оставить садоводство в тысячу участков на 60 дней без автобуса! Был, кстати, еще один вариант. Все прошлые года наших садоводов возил перевозчик Рифат Хуснутдинов, очень хорошо возил, его садоводы знали. Они к нам много раз обращались, мол, пожалуйста, походатайствуйте, чтобы нам этого перевозчика дали. Он в апреле у нас был, показал документы. У него два автобуса. Мы написали ходатайство в Минтранс, люди этого хотели. А в итоге, когда в начале мая в сады автобус не пошел, нам в Минтрансе сказали, что конкурс выиграл Кудрявцев, а Хуснутдинов документы на конкурс не сдавал. А тот говорит, что сдавал. И люди то больше этим возмущаются! Потом у нас был разговор с перевозчиком, я ему говорил, что раз нет у него автобуса, так пустил бы другого перевозчика, а он ответил, что никого на маршрут не пустит. В итоге мы два месяца уже страдаем.
А на тот автобус на «Мелиоратор», на который приходится подсаживаться, люди жалуются. Садоводов также возмущает, что тариф за проезд увеличили на 39 процентов! По этому поводу мы отправили письмо в антимонопольный комитет. Там разбираются, в прокуратуре тоже.
«Пытаемся сесть на автобус, пищим да лезем»
О проблеме с автобусными перевозками поделились садоводы города.
Лариса Шалаева, пенсионерка, садовод:
- Уехать в наши сады невозможно. Я, например, уже пять лет пешком хожу от Корты. Как-то вот пыталась увезти урожай, все переломали ногами. Езжу только в обратную сторону – из сада домой. И если раньше было два автобуса и маршрутка, то сейчас я не представляю, как люди добираются. Это означает, что на треть или больше участков люди не ездят, сады гибнут. Стало ли от этого кому-то сытнее? Кому от этого хорошо? В нашей республике доходы низкие, люди под сокращение попали, зарплату не получают, кормят себя за счет садов. Вот и идут пешком. Как-то рядом со мной старушка шла. Минут 15 шла и задохнулась с непривычки, автобуса то нет!
Ильдар Сабиров, пенсионер, садовод:
- Раньше автобус всегда к нам в сады ездил, у меня участок уже 15 лет, а сейчас – проблема. Автобус едет до садов «Мелиоратор», а оттуда полный к нам. Вот люди и не могут не приехать, не уехать из сада. Конечно, нужен отдельный автобус!
Геннадий Макаров, йошкаролинец, садовод:
- Чтобы уехать в сад, мы вызываем на семью такси. Иначе нам не уехать, поскольку у госпиталя, например, автобус почти никогда не останавливается, едет полный. В саду мы ночуем, чтобы лишний раз не тратить деньги, а на следующий день пытаемся сесть на автобус в дорогу обратно, пищим да лезем.
КСТАТИ
По информации «МП», проблемы с пассажирскими перевозками по маршрутам в садоводческие товарищества за последний год также возникали у садоводов СНТ «Дорожник», «Коммунальник», «Дружба», «Нива».
http://www.marpravda.ru/news/vsja-respyblika/vopiyushchie-bezobrazie-sadovody-yoshkar-oly-vyskazalis-o-situatsii-s-perevozkami-do-sadov/