В деревне Ивансола Куженерского района Марий Эл живет мастер Анатолий Ефимов, основным делом жизни которого стало изучение, реконструкция и изготовление оберегов с подлинными древнемарийскими орнаментами.
Встретив Анатолия Ефимова рано утром на деревенской улочке, да еще с двумя ведрами молока – как раз подъехал заготовитель - ни за что не догадаешься, что перед вами театральный декоратор высокой квалификации. Правда, это в прошлом, прошло много лет с тех пор, как Анатолий Сергеевич перебрался из города в деревню Ивансола и, построив дом, так тут и осел. Преподавал в школе рисование, работал художником в Юледурском Доме культуры, свой дом строил с большущей мансардой, чтобы там наверху спокойно можно было рисовать «задники» для сельских клубов. Правда, тут подоспел рынок, культура обнищала, и никому декорации оказались уже не нужны. А вот корова выручала всегда.
Дойка коровы как тренировка
- Я вечный дояр, - улыбаясь в усы, говорит Ефимов,- хотя супруга профессиональный оператор машинного доения. Но раньше ей было некогда - чуть свет убегала на колхозную ферму, так что хочешь, не хочешь, приходилось браться за дело самому, а сейчас у нее болят суставы – это профессиональное. А мне дополнительная тренировка моторики пальцев не повредит, тем более что молочные продукты мы уважаем и, опять - таки, лишняя копейка в дом.
Увлечению четверть века
Вот уже четвертый год, как Анатолий Сергеевич вышел на пенсию, но с творчеством не расстался. Четверть века прошло с тех пор, когда он впервые увлекся марийскими оберегами. Тогда это была еще совсем нехоженая тропа, вспоминает Ефимов, а меня тема «зацепила» и я стал «копать», а потом взялся за реконструкцию и изготовление оберегов. Ничего не выдумывал – брал те сюжеты, те орнаменты, которые находили ученые.
Обереги у древних марийцев были самым обычным делом, предки верили, что амулеты защищают их от злых сил, от сглаза. Через это прошли, наверное, все народы – вспомните индейцев. Обереги распространены среди древних финно-угров, кстати, в Финляндии и сегодня своего рода их культ. В каждом доме по нескольку на все случаи жизни, их дарят по самым важным поводам: на новоселье, на свадьбах, на юбилеях. Кстати, Ефимов сравнивал символы финских оберегов с марийскими – говорит, есть до боли знакомые.
С глиной по жизни
Главным материалом для мастера стала красная глина, нужна жирная, которая хорошо мнется и держит форму. Именно с таким сырьем работают и печники. Процесс изготовления оберегов долгий и трудоемкий: глину нужно вымесить, забить в формочки, сушить, шлифовать, обжигать, расписывать. Марийские орнаменты очень сложные, рассказывает Ефимов, даже мне с таким-то опытом нарисовать их достаточно непросто, работа практически ювелирная, а когда смотрю на первые свои «пробы пера» даже стыдно становится.
Орнамент со смыслом
Всего мастер использует в своих оберегах примерно десяток сюжетов. Самый популярный это символ лебедя, символизирующий верность и красоту, а также лося, который, как считается, приносит удачу и силу. В древности на амулетах были очень распространены изображения утиных и гусиных лапок, великая матерь Шочынава. Часто встречается орнаментированный символ бабочки – предки считали, что душа хорошего человека превращается именно в это беззаботное существо. Дубовые листья означают силу – физическую и духовную. Есть оберег памяти или энергии предков. Главное тут, говорит мастер, верить в силу амулета и тогда он обязательно поможет.
Мастер ушел в подполье
Но, прежде чем кусочек глины, взятой в карьере у деревни Регеж, превратится в изящную вещицу, пройдет очень долгий путь. Причем работа эта достаточно тяжелая, грязная и пыльная, ведь глину приходится месить, обжигать в муфельной печке при температуре до 1000 градусов, шлифовать на самодельном станке. Поэтому мастерскую свою Анатолий оборудовал в… подвале дома. И только для последнего этапа - расписывания оберегов и игрушек он перебирается домой. Рабочий стол буквально заставлен всевозможными формами и баночками с краской.
Время поиграться
Кстати, про игрушки, пришло время, Ефимов увлекся и этой темой. Глине не изменял – любовь на всю жизнь, материал, правда, хрупкий, но зато энергетика замечательная. Особенность игрушек ивансолинского мастера - национальный колорит, они одеты в традиционные марийские наряды. Причем никакой самодеятельности - все орнаменты в строгом соответствии с канонами. Автор в этом смысле очень щепетилен и постоянно сверяется с литературой. Одна беда – для фотосессии всего разнообразия игрушек в наличии не оказалось – летом, признается Анатолий, времени на творчество не хватает - все съедают крестьянские заботы, сейчас вот сенокос начался - надо корову сеном обеспечить.
Впрочем, глиняных дел мастер не обошел своим вниманием и дерево - часть оберегов (мужской вариант в виде брелоков) он мастерит из липы. Очень благодарный материал, который отдает энергию, а не забирает ее как, например, осина.http://www.marpravda.ru/news/yvlechenija/anatoliy-efimov-iz-mariy-el-navernoe-samyy-okhranyaemyy-chelovek-v-respublike-3-foto/