В настоящее время в национальных республиках Приволжского федерального округа активно обсуждается тема обязательности-добровольности преподавания национальных языков в школах. Актуален этот вопрос и для Республики Марий Эл, где на протяжении многих лет не утихают споры в научной, педагогической и родительской среде. «Марийская правда» взяла комментарий у первого заместителя председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилии Гумеровой.
Лидия Гумерова считает, что многое в ситуации, связанной с добровольным изучением национальных языков, политизировалось искусственно:
– После того, как тему о добровольном характере преподавания национальных языков начали активно обсуждать в обществе, Министерством образования и науки Российской Федерации этот вопрос действительно был очень тщательно изучен, была разработана методика по преподаванию государственных языков республик, согласно которой в вариативной части учебных планов предусматривается возможность до двух учебных часов в неделю на добровольное изучение государственного языка республик. Тем самым нормативно и методологически эти вопросы будут урегулированы. И я здесь целиком и полностью соглашусь с Михаилом Викторовичем Бабичем о том, что принятые решения учитывают все многообразие межнационального устройства России и создают необходимые условия как для полноценного изучения русского языка, так и для сохранения и развития языков народов России.
Несмотря на то, что по данной проблеме полномочный представитель президента Российской Федерации высказался применительно к татарскому языку, тема эта актуальна и для других национальных республик страны. Сохранение языка, сохранение родных языков, особенно на территории национальных республик является очень важным, тонким вопросом. И здесь, действительно, нужно подойти с пониманием и не вестись на поводу у людей и групп, которые захотят на этой теме заработать себе сомнительный политический капитал.
Помимо законодательного урегулирования очень важным аспектом в данной работе является качество преподавания языка. Основная проблема – в том, как преподается язык. Методика, которая сегодня существует, не совсем соответствует реалиям времени. Это должен быть комплекс программ, которые бы помогли сохранить язык и бережно передавать его из поколения в поколение через преподавание языка, через создание кружков художественной самодеятельности, театральной деятельности. Нужно начать преподавание языка с качественно новыми подходами. Нужны педагоги, которым не нужно силой затаскивать детей на свои уроки. И сегодня есть немало примеров, когда педагоги пересматривали методику, вносили в нее новшества, вкладывали душу и сердце. В итоге, ребята с удовольствием изучали язык и посещали уроки.
Следующий аспект проблемы – качество учебников. В бытность, когда я еще работала в Башкирии вице-премьером, мы с группой наших педагогов и ученых начинали работу над учебником башкирского языка, над электронными учебниками, которые совмещали бы в себе русский, английский, башкирский языки, с диалогами и иллюстрациями, с определенными подходами.
Проблема, действительно, очень глубокая, но, все таки, культура должна нас объединять, а не разъединять, так и язык, любой язык – русский, татарский, марийский, башкирский должны объединять. Это уровень нашей общей культуры, - считает первый зампредседателя Комитета СФ по науке, образованию и культуре.
http://www.marpravda.ru/news/selo/izuchenie-yazykov-v-mariy-el-dobrovolno-ili-obyazatelno/